Весеннее приключение пчёлки Жужу

 (дидактическая игра-сказка)

Цель игры: Дать детям научные знания о раннецветущих растениях в игровой форме, расширять кругозор детей, развивать зрительную память.

Материал: Игрушка — пчёлка, набор картинок с изображением раннецветущих растений. У детей — лист путешествий пчёлки, цветные карандаши, у учителя — большой плакат на доске.

Содержание: Учитель рассказывает сказку и, по ходу, дети заполняют и раскрашивают лист путешествий.

Тёплый лучик солнца разбудил маленькую пчёлку Жужу. Нехотя она открыла глаза, поёжилась и вылезла из своего тёплого улья. голые и везде лежал снег. Пчёлка спустилась ниже и увидела прогретые солнцем проталины. Жуже очень захотелось попить нектару, но ничего вокруг не было видно. Пчёлка загрустила.

— Я так мечтала попить сладкого нектара. Неужели мне придётся опять лететь спать в улей?

Но вдруг на глинистом откосе, освещённым солнцем, Жужа заметила цветок. У него не было листьев, и из земли поднимались бурые чешуйчатые стебли с жёлтыми корзиночками на верхушке.

А вы догадались, ребята, что это был за цветок? Правильно, мать-и-мачеха.
Найдите этот цветок на вашем листе, впишите его название и раскрасьте, запомните его.

— Здравствуй, цветок, — поздоровалась Жужа, — ты моё спасение. Разреши мне попить твоего нектара.

— Пожалуйста, пей! — обрадовался цветок.
— Мы, цветы мать мать-и-мачехи, начинаем расти ещё под снегом. Когда мы дышим, то снег тает от нашего дыхания.

— А почему у тебя такое странное название — мать-и-мачеха?» – спросила пчёлка.

— Меня так называют из-за листьев, которые появляются после цветения. Сверху мои листья – плотные, холодные, как мачеха. А снизу они пушистые, мягкие, тёплые, как мать.

— А почему же ты расцветаешь так рано? Неужели ты не боишься замёрзнуть ранней весной?

— Нет, не боюсь! — ответила мать-и-мачеха. Мои стебли покрыты пушком. Он защищает меня от обмерзания при весенних заморозках, перегревания от ярких солнечных лучей. И я первый вестник солнца. Послан помочь таким насекомым, как ты, которые рано просыпаются. Посмотри на мои цветы! Ведь они похожи на маленькие солнышки.

— Спасибо тебе, цветок солнца, полечу дальше, посмотрю, кто ещё проснулся, кто расцвёл.

Поднялась Жужа повыше и полетела к деревьям. Покружила она над деревьями и присела на одно из них. Это было дерево с чёрными шишечками и красными колосками. Глядь, а рядом стоит такое же дерево, только с рыжевато-золотистыми серёжками. Подлетела Жужа поближе и спрашивает дерево:

— Скажите, пожалуйста, почему это два дерева одинаковые, а серёжки у них разные?

— У нас, у ольхи, деревья разнополые. На мужских деревьях рыжевато-золотистые колбаски, а на женских красные колоски — отвечало дерево.

— Почему вы так рано зацветаете? — поинтересовалась пчёлка.

— А мы торопимся проснуться, чтобы свои семена-орешки из шишечек отправить по воде в плавание. Они хорошо держатся на воде и плывут, как корабли, пока не сядут на мель. А где сядут, там могут прорасти.

Попила Жужа нектара ольхи и полетела дальше.

Найдите серёжки ольхи, раскрасьте их и впишите название.

Так проходили дни. Пчёлка Жужа летала по весеннему лесу и смотрела как пробуждается природа весной. Однажды, спустя неделю, на солнечной полянке, где кое-где ещё лежал снег, она увидела растение с разными цветам. Одни цветочки были тёмно-розовые, а другие васильково-синие.

— Какое красивое растение! Никогда такого не видела!

— Я — медуница, у меня в лепестках есть особое красящее вещество. Оно и меняет мне окраску. Я очень рада, что ты навестила меня. Садись, Жужа и попей моего нектара. Его у меня много, поэтому меня и назвали медуницей.

А почему ты появляешься  так рано весной? — спросила пчёлка.

— У нас, у раннецветущих растений, есть толстенькие клубеньки, в которых мы запасли питательные вещества. Они то нам и помогают быстро расти и цвести. А ещё мы любим свет и влагу. В лесу нет других растений, и они не загораживают нам свет. Солнце пригревает, тает снег, много воды. Поэтому, когда начинают цвести другие растения, мы уже успеваем отцвести и сделать запас питательных веществ в клубнях и луковицах.

  • Запомни меня, пчёлка Жужа, и прилетай следующей весной.
Запомните и вы, ребята, это раннецветущее растение, запишите его. Раскрасьте цветы разными карандашам.

Стало Жуже интересно, кто ещё просыпается так же рано, как мать-и-мачеха, ольха, медуница. И вот, в один из солнечных дней, когда всё больше чувствовался приход весны, когда из набухших почек на деревьях проклюнулись первые листочки, Жужа увидела ещё один ярко-жёлтый цветок. Он держался на прямом стебельке, который заканчивался тремя листиками, направленными в разные стороны и сильно рассечёнными.

— Как тебя зовут? — спросила пчёлка.

— Ветреница, — ответила растение.

— Какое у тебя красивое название, связанное с ветром.

-Я дрожу от любого прикосновения ветра, поэтому люди и назвали меня ветреницей. Я зацветаю, когда лесные деревья и кустарники едва начинают распускаться. Я стараюсь красоваться на открытом месте, где много света. В моём корневище хранятся запасы питательных веществ, которые мне нужны весной для быстрого роста.

—  А я сочинила про тебя загадку:

Только снег сошел в лесу,
Лопаются почки,
А на поляночке в лесу,
Жёлтые цветочки.
Прямой стебель из земли,
А на нём листочка — три.

— Спасибо тебе пчёлка за такую замечательную загадку.

— Это вам спасибо, раннецветущим растениям, за то, что вы помогли мне дожить до тёплых весенних дней. Спасибо за ваш нектар и красоту, которую вы дарите в первые дни весны.

— И тебе спасибо, пчёлка. Ведь ты помогла нам, первым вестникам  весны, опылиться. Мы должны друг другу помогать, ведь в природе все взаимосвязано.

Пчёлка полетела любоваться весенним лесом. С высоты ей было хорошо видно как лопаются почки у деревьев, как появляются первые листочки, как начинает зеленеть молодая травка и как красиво становится вокруг. Она уже не жалела, что солнечный луч разбудил её так рано. Ведь она приобрела много новых друзей и много интересного узнала.

Найдите ветреницу лютиковую. Закрасьте её. Запомните.

ВОПРОСЫ ПО СКАЗКЕ:

1. Когда проснулась пчёлка Жужа? Почему?
2. Какие растения встретила  она ранней весной?
3. Что нужно растением, чтобы рано зацвести?
4. Где они хранят запас питательных  веществ?
5. Жизнь каких животных зависит от раннецветущих растений?

 Берюхова Е.К.