Урок по математике
Тема. Вычитание вида 10 —
Цели:
— закрепить прием вычитания, основанный на составе чисел;
— повторить состав чисел до 10;
— закрепить приемы сложения и вычитания;
— закрепить умение решать текстовые задачи;
— развивать познавательные процессы;
— развивать логику и мышление;
— развивать коммуникативные навыки;
— развивать мелкую моторику рук, ориентирование на плоскости и в пространстве. Оборудование
— большие платы «ЛЕГО» (на двух учеников);
— малые платы «ЛЕГО» (на каждого ученика);
— набор кирпичиков (по 10 штук 2-х цветов)
Ход урока
II. Организационный момент
Проверка готовности детей и оборудования к уроку.
II. Устный счет
Проводится в виде математической эстафеты.
На доске записаны столбики чисел для трех команд:
4 (5 3) 7 (7 2) 5 2 1 2 (3 7)
637 1 4 9 13 8452
8 0 12 82 5 8 1864
4467 4 55 3 52 36
8 526 3 964 4409
— Состав каких чисел показан в скобках?
— Найдите другие пары чисел, сумма которых равна 8, 9, 10.
III. Постановка темы и цели урока
1. Иллюстрация заданий с помощью ЛЕГО — кирпичиков
— Назовите число, при записи которого необходимо использовать две цифры (10). Работа в парах (на парте) по рядам
• Упражнение 1
— Используя 10 кирпичиков одного цвета, постройте башню.
— Поменяйтесь постройками и посчитайте количество кирпичей.
1-й ряд — Снимите с башни 7 кирпичей. Сколько осталось кирпичей? (3)
— Сколько кирпичей было сначала?(10)
— Сколько сняли? (7)
— Сколько стало? (3)
— Как это записать? (Учитель записывает результаты на доске 10-7=3)
2-й ряд — Снимите с башни 6 кирпичей. Сколько осталось кирпичей? (4)
— Сколько кирпичей было сначала?(10)
— Сколько сняли? (6)
— Сколько стало(4)
— Как это записать? (10-6=4)
— 3-й ряд — Снимите с башни 5 кирпичей. Сколько осталось кирпичей? (5)
— Сколько кирпичей было сначала?(10)
— Сколько сняли?(5)
— Сколько стало? (5)
— Как это записать? (10-5=5)
• Упражнение 2
1-й ряд — Добавьте в башню 3 кирпича другого цвета. Сколько стало кирпичей? (10)
— Сколько кирпичей было сначала?(7)
— Сколько добавили? (3)
— Как это записать?(7+3=10)
2-й ряд — Добавьте в башню 4 кирпича другого цвета. Сколько стало кирпичей? (10)
— Сколько кирпичей было сначала?(6)
— Сколько добавили? (4)
— Как это записать?(6+4=10)
3-й ряд — Добавьте в башню 5 кирпича другого цвета. Сколько стало кирпичей? (10)
— Сколько кирпичей было сначала?(5)
— Сколько добавили?(5)
— Как это записать?(5+5=10)
(Учитель записывает результаты на доске)
10-7 = 3 10 = 7 + 3
10-6 =4 10 = 6 + 4
10-5 =5 10 = 5 + 5
Теперь можно все примеры записать в тетрадь.
Физкультминутка
Пальчик, пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел
Оттого и потолстел.
Можешь пальцы сосчитать:
Один, два, три, четыре, пять.
Один, два, три, четыре, пять
-Десять пальцев, пара рук
-Вот твое богатство, друг.
(При этом можно сильно растопырить пальцы и удивленно посмотреть на них. В заключении дети потягиваются, делая большое круговое движение).
IV. Основная часть
1.Работа с учебником стр.32
• Решение примеров (устно) № 1 по цепочке.
— 9- это 6 и … Тогда 9 без 6 будет…
— 8-это 6 и … Тогда 8 без 6 будет… и т.д.
• Обсуждение задания №3.
— Какой длины зелёный отрезок? (6см)
— Какой длины синий отрезок? (8см)
— Какой способ сравнения используют в учебнике? (наложение)
— На сколько сантиметров длина синего больше длины зелёного?
— На сколько сантиметров длина зелёного меньше длины синего?
• Решение задачи № 2.
Дети составляют схему к задаче при помощи «ЛЕГО»:
В нашем доме 5 этажей, а в соседнем на 3 этажа больше. Сколько этажей в соседнем доме?
— Повторите условие задачи.
— Повторите вопрос задачи.
-Что значит «на 3 больше»? (Столько же и ещё 3.)
-Какое решение запишем в тетрадь? (5+3=8)
2. Игра с ЛЕГО- кирпичиками «Зеркало». Работа в паре.
-Раз вы такие дружные и умные, предлагаю поиграть в игру «Зеркало»: одна пара на большой плате выложит узор из 10 кирпичиков за 30сек., а остальные у себя на парте. Каждый работает своим цветом. Оба начинают с середины и идут друг от друга в разные стороны или углы. Надо повторить узор соседа.
По сигналу учителя учащиеся прекращают работу и подсчитывают оставшиеся на столе кирпичики (после использованные в узоре.) Вслух произносится целое выражение:
10-□=□
V. Итог урока.
— С каким заданиями вы познакомились сегодня на уроке?
— Что помогало на уроке?
— Состав какого числа мы повторили?
— Какое задание вам показалось самым интересным?
Абрамычева Елена Михайловна
ГБОУ СОШ г. Москвы №1924