Родительское собрание У истоков чтения


Родительское собрание

У истоков чтения (по Джеральдине Чейпи)

(собрание для родителей первоклассников)

 

Цель: формирование у родителей сознания необходимости учить ребенка чтению с малых лет.

Ход собрания

  1. Слово учителя.

В наше время многие семьи потеряли «вкус» к семейному чтению. Телевизор, компьютер заменил удовольствие почитать книгу ребенку, читать семьей, обсуждать волнующие строки, поведение героев. Это в немалой степени отражается на успешном учении детей, и особенно в начальной школе. Придя в школу, ребенок на вопрос учителя: «Какие ты знаешь стихи А. Барто?» с удивлением впервые слышит имя писательницы. Нередко дети удивляются простой народной сказке «Три медведя». Дети не могут не только пересказать какую-либо сказку, но и составить предложение из трех-четырех слов. Все это результат того, что чтение у нас как-то отодвинулось на задний план.

А ведь чтение – это только верхушка айсберга, которая виднеется над водой. Это электрический ток, соединяющий мысль ребенка с напечатанным словом. Чтение тесно связано с предшествующим опытом малыша и является воспроизведением окружающей его действительности. Оно складывается:

  • из личности;
  • отношениям к книгам;
  • мышления;
  • чувств;
  • запаса слов;
  • образа себя;
  • самостоятельности;
  • уверенности в себе;
  • отношений к родителям – и является результатом физического, умственного, эмоционального и социального развития ребенка.

Читая книгу, ребенок общается с миром, он помещает себя в этот мир, он сопереживает героям (не один малыш лил слезы над зайкой, которого выгнала лиса из лубяной избушки; а как переживал малыш, чтобы не достался золотой ключик Карабасу Барабасу?).

Чтение – это общение читающего с исписанной страницей.

По сути, чтение для ребенка – это путешествие как бы в теле и глазами героев книг; разговаривая с малышом, обращая его внимание на настоящую Страну Чудес, которая окружает его повсюду – дома, на кухне, на улице, – эти герои открывают ему волшебство человеческого языка.

В том, что мы запоминаем и как пользуемся речью и языком, очень важную роль играет смысл, значение происходящего. Это можно продемонстрировать на следующем примере. Взрослый читает ребенку рассказ Л. Толстого «Лев и собачка». После слов «…Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке. Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а все нюхал, лизал собачку и трогал ее лапой…» прервитесь и спросите: «Что же произошло со львом?».

Большинство детей ответят, что «Лев сначала не понял, что собачка умерла, а когда понял, то очень переживал, бросался на стену клетки, громко рычал, грыз запоры и пол. От переживаний лев умер, он не вынес одиночества, не вынес потери друга». Это значит, что ребенок сделал свои выводы, свое умозаключение, хотя в вашем вопросе не было и упоминания об этом.

Мы понимаем сказанное другими людьми не буквально, мы домысливаем услышанное, восстанавливаем опущенные связи, исходя из нашего предшествующего опыта и зная о мире.

Знание, позволяющее нам восстанавливать опущенные связи, формируется на основе схем причинно-следственных отношений, заложенных в нашей памяти.

Согласно последним исследованиям, уже в возрасте трех лет дети способны прослеживать связи между причиной и следствием, даже если они еще не могут выразить этого словами. Практически прослеживать связь событий трехлетний малыш умеет задолго до того, как начнет рассуждать о таких мудреных вещах.

Чтение – это гораздо большее, чем механическое складывание слов в предложения. Чем больше к моменту чтения у ребенка накопилось собственного прожитого и прочувствованного опыта, с которым он может связать смысл прочитанных слов, тем больше эти слова для него значат. Если малышу приходилось чистить плоды авокадо, есть их, сажать семена этого растения, поливать росток, ухаживать за ним, следить за его ростом, то прочитать слово «авокадо» ему будет несравненно легче.

По мнению многих ученых, учителей начальных классов, ребенку в домашней обстановке начать читать может быть легко в том случае, если родители своим примером «пристрастят» его к чтению, если они на ночь будут рассказывать сказки, а потом их перечитывать с малышом, после просмотренного фильма возьмут в руки соответствующую книгу.

Для такого естественного хода событий, так же как для умения говорить или ходить, следует создать условия:

  1. Регулярно читать малышу вслух считалки, сказки, детские стихи с часто повторяющимися фразами, небольшие рассказики (примером такой книги служит «Азбука» Л. Н. Толстого). Конечно, все эти книжки должны быть с картинками.
  2. Читать рассказы, интересные ребенку: про животных, динозавров, цирк и пр.
  3. Использовать каждую возможность общения: разговаривать с малышом, отвечать на его вопросы о книгах и обо всем остальном.
  4. Разрешить ребенку свободно пользоваться карандашами, ножницами, бумагой и т. п.
  5. Сделать или купить карточки с повседневно употребляемыми словами.
  6. Записывать истории, которые будет сочинять малыш; составлять с ним предложения.
  7. Устраивать детям экскурсии и обсуждать увиденное.
  8. Обстановка дома должна быть спокойной – родителям лучше выяснять свои отношения без детей.
  9. Дома у ребенка должно быть как можно больше книг с иллюстрациями.
  10. Родители в чтении должны быть примером: читать газеты, книги, чтобы ребенок видел, что они заинтересованы чтением.
  11. Родителям следует показать ребенку библиотеку, познакомить с выдачей книг, провести беседу о том, что книги надо беречь.

Чтение можно сравнить с главной дорогой в стране знаний. Все последующее обучение – математике, истории, биологии – будет основано на умении ребенка понимать написанное, пользоваться языком, на его способности вычленять смысл письменного текста.

Если ребенок рос и развивался в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, он и в школе будет интересоваться содержательной и разнообразной информацией, которую можно почерпнуть главным образом из книг, из него вырастет увлеченный и естественно сформировавшийся читатель.

  1. Заполнение опросника.

У каждого родителя заранее подготовленный «опросник».

Показатели готовности к чтению

№ п/п

Развитие элементов познания Да

Иногда

Нет

1

2

3

4

5

Общий уровень развития

1 Владеет ли ребенок основными понятиями, например: правый /левый, большой / маленький, низ /верх?
2 Способен ли ребенок понять простейшие случаи классификации, например назвать вещи, которые катиться не могут?
3 Может ли малыш угадать концовку незамысловатой истории?
4 Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить как минимум три указания?
5 Может ли ребенок назвать большинство заглавных и строчных букв алфавита?
6 Приходилось ли ребенку сопровождать вас на почту, в сберкассу, в магазин?
7 Был ли ваш ребенок в библиотеке? Брали ли вы в библиотеке ему книги?
8 Приходилось ли ребенку бывать в зоопарке, в деревне, в музее?
9 Была ли у вас возможность регулярно читать ребенку или рассказывать ему истории?
10 Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо, есть ли у него хобби?

Языковое развитие

11 Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
12 Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых?
13 Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: щетка, пылесос, холодильник?
14 Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под столом?
15 В состоянии ли ребенок рассказать историю, описать какой-нибудь произошедший с ним случай?
16 Четко ли ребенок выговаривает слова?
17 Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики?
18 Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-нибудь ситуацию или играть в домашнем спектакле?

Уровень эмоционального развития

19 Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)?
20 Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?
21 Легко ли малышу «переключиться» при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?
22 Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими детьми?

Общение

23 Включается ли ребенок в игру с другими детьми, делится ли с ними с игрушками?
24 Соблюдает ли очередность, когда этого требует ситуация?
25 Способен ли ребенок слушать других не перебивая?

Физическое развитие

26 Хорошо ли ребенок слышит?
27 Хорошо ли ребенок видит?
28 Способен ли посидеть спокойно в течение некоторого времени?
29 Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице?
30 Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?
31 Выглядит ли ребенок здоровым, сытым и отдохнувшим?

Зрительные способности

Зрительное различение

32 Может ли ребенок идентифицировать схожие и не схожие формы? Например, найти картинку, непохожую на остальные?
33 Может ли ребенок различать буквы и короткие слова, например б /п, кот /год?

Зрительная память

34 Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из трех картинок, а затем одну убрать?
35 Знает ли ребенок, как пишется его имя, имена родителей?
36 Знает ли ребенок написание названий предметов, встречающихся в его повседневной жизни?

Зрительное восприятие

37 Способен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок?
38 Понимает ли ребенок, что читает слева направо?
39 Может ли он самостоятельно, без посторонней помощи, сложить головоломку из 15 элементов?
40 Может ли ребенок интерпретировать картинку: сформулировать главную мысль, проследить связи?

Слуховые способности: различение на слух,  запоминание на слух, понимание на слух

41 Может ли ребенок рифмовать слова?
42 В состоянии ли он различать слова, начинающиеся на разные звуки, например лес /вес?
43 Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов и цифр?
44 Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?

Отношение к книгам

45 Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно?
46 Внимательно ли и с удовольствием он слушает, когда ему читают вслух?
47 Задает ли ребенок вопросы о словах и других печатных знаках?
48 Стремится ли ребенок сам прочитать слова, предложения?
49 Рассматривает ли иллюстрации?
50 Может ли рассказать по иллюстрации содержание отрывка, к которому относится эта иллюстрация?


«Опросники» родители сдают учителю для обработки, на следующем собрании к этому вопросу возвращаются.

Как привить интерес к чтению?

  • Пусть дети видят, что вы сами читаете с удовольствием: цитируете, смеетесь, заучиваете отрывки, делитесь прочитанным и т. п.
  • По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть телевизор. Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые много читают.
  • Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их и получайте в качестве подарка.
  • Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т. п.).
  • Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.
  • Поощряйте чтение любых материалов периодической печати, даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов – пусть дети больше читают.
  • На видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении (сколько книг прочитано и за какой срок).
  • В доме должна быть детская библиотека.
  • Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т. п.).
  • Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.
  • Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях).
  • Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появится ощущение законченности и удовлетворения.
  • Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.
  • Поощряйте чтение детей вслух, когда это возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.
  • Поощряйте детей, которые читают младшим сестренкам или братишкам.

Первоклассники читают стихотворение А. Барто (девочки и мальчики).

В школу

Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня
Поступает в первый класс.
Он теперь не просто мальчик,
А теперь он новичок,
У него на новой куртке
Отложной воротничок.
Он проснулся ночью темной,
Было только три часа.
Он ужасно испугался,
Что урок уж начался.
Он оделся в две минуты,
Со стола схватил пенал.
Папа бросился вдогонку,
У дверей его догнал.
За стеной соседи встали,
Электричество зажгли,
За стеной соседи встали
А потом опять легли.
Разбудил он всю квартиру,
До утра заснуть не мог.
Даже бабушке приснилось,
Что она твердит урок.
Даже дедушке приснилось,
Что стоит он у доски
И не может он на карте
Отыскать Москвы-реки.
Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?

Потому что он сегодня
Поступает в первый класс.
Он теперь не просто мальчик,
А теперь он новичок,
У него на новой куртке
Отложной воротничок.
Он проснулся ночью темной,
Было только три часа.
Он ужасно испугался,
Что урок уж начался.
Он оделся в две минуты,
Со стола схватил пенал.
Папа бросился вдогонку,
У дверей его догнал.
За стеной соседи встали,
Электричество зажгли,
За стеной соседи встали
А потом опять легли.
Разбудил он всю квартиру,
До утра заснуть не мог.
Даже бабушке приснилось,
Что она твердит урок.
Даже дедушке приснилось,
Что стоит он у доски
И не может он на карте
Отыскать Москвы-реки.
Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня
Поступает в первый класс.