Праздник родных сердец
(родительское собрание, посвященное семье)
Цели:
– создание благоприятных условий для формирования у учащихся положительного отношения к семье как к одной из важнейших жизненных ценностей;
– поиск нравственных ориентиров.
Оборудование: место проведения родительского собрания (кабинет или актовый зал) должно быть нарядно украшено: шарики в виде сердечек, праздничные газеты с фотографиями, детскими рисунками; инвентарь для конкурса «Знаешь ли ты своего соседа»; посуда для организации чаепития.
Предварительная подготовка: дома детям необходимо было создать герб своей семьи и подготовиться к его защите; в ходе праздника будут звучать сказки «Девочка и Ромашка», «Как Воробей и Ласточка поменялись гнездами», «Сказка об Утренней заре», рассказывать которые должны подготовленные ученики.
Ход собрания
Учитель. Здравствуйте, дорогие дети, здравствуйте, уважаемые родители. Очень рада, что нам удалось собраться вместе в этом уютном и нарядном зале. Я смотрю на ваши такие светлые и радостные лица и понимаю, что на нашем празднике сегодня будет очень тепло… Почему? Послушайте сказку, и вам все станет ясно.
Ученик рассказывает сказку «Девочка и Ромашка» из книги В. А. Сухомлинского. Методика воспитания коллектива. – М.: Просвещение, 1981.
Девочка и ромашка
Ясным солнечным утром маленькая девочка вышла поиграть на зеленой полянке. Вдруг слышит: кто-то плачет. Прислушалась девочка и поняла: плач доносится из-под камня, который лежит на краю поляны. Камень небольшой, как голова кролика, но очень твердый. Подошла девочка к камню и спрашивает:
– Кто там плачет под камнем?
– Это я, Ромашка, – послышался тихий, слабый голос. – Освободи меня, девочка, давит меня камень…
Откинула девочка камень и увидела нежный, бледный стебелек Ромашки.
– Спасибо тебе, девочка, – сказала Ромашка, расправив плечи и вздохнув полной грудью. – Ты освободила меня из-под Каменного Гнета.
– Как же ты попала под камень? – спросила девочка.
– Обманул меня Каменный Гнет, – ответила Ромашка. – Была я маленьким ромашкиным семенем. Осенью искала теплый уголок. Дал мне приют Каменный Гнет, обещал оберегать от холода и жары. А когда мне захотелось увидеть Солнышко, он чуть не задавил меня. Я хочу быть твоей, девочка.
Девочка приходила к Ромашке, и они вместе встречали Солнце.
– Как хорошо быть твоей, девочка! – часто говорила Ромашка.
– А если бы ты выросла в лесу или у края дороги? Если бы ты была ничья? – спросила девочка.
– Я бы умерла от горя, – тихо сказала Ромашка. – Но я знаю, что ничьих цветов не бывает. Они всегда чьи-то. Вот та Огненная Маковка – она дружит с Солнышком. Солнышко шепчет ей: «Ты моя, Огненная Маковка». Я слышу этот шепот, когда всходит Солнце и Маковка раскрывает свои лепестки. А вот тот Василек – товарищ Весеннего Ветра. Он первым каждое утро прилетает к Васильку, будит его и шепчет: «Проснись!» Цветок не мог бы жить, если бы он был ничей.
Учитель. Дети очень похожи на цветы… Им обязательно нужно быть «чьими-то»: папиными, мамиными, дедушкиными или бабушкиными… Среди сидящих здесь ребят нет «ничейных». Рядом с каждым детским сердечком бьется чье-то взрослое родное сердце, сердце человека – члена твоей семьи…
Ученик.
Как появилось слово «семья»?
Когда-то о нем не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
– Сейчас я тебе семь вопросов задам:
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила:
– Я.
Кто платье сошьет, постирает белье?
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя!
– Я, я, я.
Ева молвила:
– Я.
Сказала она знаменитых семь «я».
И так на земле появилась семья.
Учитель. На нашем празднике сегодня присутствует много семей. Кто-то пришел сюда в полном составе, кто-то представляет лишь часть своего семейства. Но как бы там ни было, каждый человек должен знать об истории своей семьи как можно больше. Мне очень хотелось, чтобы мои ученики не стали исключением из этого правила. Вот почему на дом они получили сложное домашнее задание: создать герб своей семьи. Думаю, ребятам пришлось немало потрудиться, возможно, потребовалось не раз обращаться к старшим… Пришло время представить результаты исследований.
Учащиеся представляют присутствующим гербы своих семей.
Учитель. Что ж, юные исследователи здорово потрудились… Но. Не кажется ли вам, что знание истории своей семьи совсем не определяет, счастливо или нет живется ее членам. Очень важно быть внимательными друг к другу в самых незначительных мелочах… Думаю, вам известно о сложном испытании для будущих молодоженов, проводимом в некоторых странах. Молодым людям, желающим вступить в семейный союз, нужно ответить на одинаковые вопросы, касающиеся их привычек, особенностей характера, привязанностей.
Вопросы совсем не сложные, но молодые люди отвечают на них поодиночке и не могут посоветоваться, уточнить что-либо… Если количество несовпавших ответов велико, в разрешении на брак любящим людям могут отказать.
Участникам следующего конкурса предстоит попробовать себя в подобном испытании. Оно называется «Знаешь ли ты своего соседа?».
Думаю, всем понятно, что сосед в данном случае это тот, кто живет рядом с вами в одной квартире: папа, мама, бабушка, дедушка и так далее.
У с л о в и я к о н к у р с а. Принять участие могут пары, состоящие из ребенка и одного взрослого члена семьи. Количество пар (они участвуют в конкурсе последовательно друг за другом) может варьироваться в зависимости от активности аудитории и от количества времени. Ведущий предлагает участникам одни и те же вопросы. Родитель отвечает письменно (на доске или специальных карточках) – его ответ должен быть виден зрителям, ребенок отвечает устно. Побеждает пара, количество совпавших ответов в которой наибольшее.
Примерные вопросы конкурса
С о в е т. Ведущему нужно изменять вопросы в соответствии с тем, кто участвует. Если мама – то вопросы должны быть связаны с ней, если бабушка – то с бабушкой и т. д.
- Какого цвета глаза у мамы?
- Когда у мамы день рождения?
- Какое блюдо мама любит больше всего готовить?
- Какие цветы мама любит больше всего?
- Любимый мамин фильм?
- Какой сок мама предпочитает?
- Если в кафе есть только два вида пирожков – с картошкой и с повидлом – какой выберет мама?
- Какова цвета домашние тапочки мамы?
- Что мама пьет по утрам: чай или кофе?
- Какой сорт хлеба покупает мама?
- Какой у твоей мамы любимый праздник?
Учитель. Спасибо всем участникам конкурса за смелость и честность. Оказывается, отношения в ваших семьях складываются самые добрососедские. Мне даже на секундочку захотелось пожить в ваших семьях, побыть вашей соседкой… Совсем как героям сказки, которую вы сейчас услышите.
Ученик.
Как воробей и ласточка поменялись гнездами
Понравилось Воробью Ласточкино гнездо. «Поменяемся, Ласточка, гнездами», – говорит Воробей. Поменялись. Сидит Воробей в ласточкином гнезде. Душно ему там, темно. Зачирикал Воробей – и чириканья не слышно. А Ласточке в Воробьином гнезде холодно, Солома трещит, в глаза сыплется. Думает она: как же здесь мои птенцы жить будут? А Воробей думает: как же здесь воробьята жить будут? Им же душно здесь будет. Подумали, подумали Ласточка и Воробей – и вернулись в свои гнезда.
Наташа Б., 2 класс
Учитель. Да, наверное, каждому человеку хорошо по-настоящему лишь там, где он родился и вырос. И я предлагаю вам принять участие в конкурсе «Всякий кулик свое болото хвалит».
У с л о в и я к о н к у р с а. Участники (ребенок и при желании – родитель) должны сделать рекламный ролик о своей семье. Это может быть какой-то короткий текст рекламного характера, или приглашение на какой-либо семейный праздник, или плакат с каким-либо слоганом.
Учитель (после конкурса). Здорово получилось! Думаю, у рекламного бизнеса большое и успешное будущее, если подрастают такие способные специалисты пиар-технологий. Но, согласитесь, дорогие гости, как важно не разучиться ценить то, что неподвластно никакой рекламе: любовь, заботу, мамины прикосновения…
Послушаем сказку?
Ученик.
Сказка об утренней заре
Это было в школе для слепых. Слепой Мальчик – а там все слепые – встал рано утром, пошел в сад. Он любил слушать Музыку весеннего рассвета. Его лицо чувствовало дыхание легкого утреннего ветерка.
К Мальчику подошел Учитель. Прикоснулся к плечу слепого. Мальчик спросил:
– Скажите, Учитель, откуда веет этот ласковый ветерок? Что там есть – откуда он веет? Наверное, там что-то красивое…
– Там утренняя заря, – ответил Учитель.
– Какая она?
Учитель стал рассказывать:
– Она как розовый лепесток макового цветка… Она как цветы персика…
Лицо слепого Мальчика задрожало от боли.
– Учитель, – сказал он, – я не видел ни макового лепестка, ни цветения персика.
– Извини меня, – тихо промолвил Учитель. – Утренняя заря как поцелуй матери. Как прикосновение ее щеки.
– Теперь я знаю, какая утренняя заря, – прошептал слепой Мальчик.
Нина П., 3 класс
Учитель. А вы, девчонки и мальчишки, знаете, на что похожа утренняя заря? Вы помните тепло маминых рук? Сейчас мы это узнаем.
Конкурс «Мамины руки».
У с л о в и я к о н к у р с а. У участников завязаны глаза. Потрогав руки мам, нужно найти свою.
Учитель (после конкурса). Молодцы, ребята! Хотя, думаю, найти самые-самые родные руки было несложно. А вот следующий конкурс, наверное, будет труден… И поэтому приглашаю принять в нем участие самых сильных, самых мудрых, тех, кого по праву называют: «Глава семьи».
Итак, конкурс для пап «Чей голосок?»
Папа отворачивается, дети по очереди окликают его: «Папа, это я». Отец по голосу должен угадать своего ребенка.
Учитель (после конкурса). Папы с честью выдержали испытания, а я переживала, что дети перепутаются… Нет, отцы оказались настоящими главами своих семей и к финалу нашей встречи все семьи добрались без потерь.
А в нашем зале так тепло от радости и любви, излучаемых вашими сердцами, что чай и пироги на столах совсем не остыли. Думаю, пришло время уделить им внимание!
Участники собрания занимают свои места за столами.
Учитель. Все в мире говорит о любви. Вспомните, как стрекочут кузнечики в зените дня во ржи, как шуршат сухие колокольчики на влажных полянах. Представьте, как кричат ночью друг другу встречные поезда… Разве не об этом говорят ночью огни самолетов?.. И мы говорим о любви к своей семье, к своему дома… Мы учимся понимать, любить, прощать… И сердце наше от этого становится еще роднее… До новых встреч.