Родительское собрание на тему:

НЕ СЛАДОК ПЛОД БЕЗДЕЛЬНОГО ДОСУГА…

 

Цели: привлечь внимание родителей к необходимости организованного досуга ребенка, предупредить об опасностях «бездельного досуга», дать рекомендации по решению проблемы организации свободного времени ребенка.

Ход собрания

  1. Организация урока. Создание эмоционального настроя. Постановка целей.

Учитель. Добрый день, уважаемые родители. Добро пожаловать на нашу новую встречу, продиктованную проблемами взросления ваших детей. Сообща, мы сможем найти ответы на все вопросы. Хочу лишь напомнить, что в нашем разговоре важно и ценно мнение каждого. Надеюсь на конструктивный и полезный разговор.

Тема его такова: «Не сладок плод бездельного досуга…» Чем заняты ваши дети в свободное от уроков и домашней работы время? Какие ошибки совершают родители, пытаясь организовать досуг ребенка? Правы ли родители, отдающие свободное время ребенка в его собственное распоряжение? Все эти вопросы ждут вашего решения.

  1. Основная часть собрания.

Учитель. Ваш ребенок взрослеет, становится все более и более самостоятельным, и вы, родители, все чаще позволяете себе не проконтролировать, не проверить, не спросить… Это, конечно, правильно. Но наш разговор сегодня как раз о том, что интересоваться жизнью ребенка по-прежнему, а может, даже больше, чем раньше – надо!

Чем занят день вашего ученика, вернувшегося из школы? Воссоздать картину детского досуга нам помогут результаты анкетирования, проведенного среди детей и родителей. (См. Приложение 1).

Эта картина в основном совпадает с данными многочисленных исследований, проведенных социологами по данной теме. Кроме подготовки к урокам – занятия, которое стоит для большинства учащихся на первом месте (его отметили 68 % опрошенных), многие смотрели телевизор (58 %), общались с друзьями (38 %), гуляли (35 %), играли в компьютерные игры (33 %), слушали музыку (27 %), смотрели видеофильмы (20 %), занимались в кружке или секции (18 %), а также читали книги и журналы (17 %).

Мнения учащихся относительно загруженности дня позволяют увидеть наличие совершенно разных родительских установок. Часть родителей всеми силами стремится максимально загрузить подростка. Они записывают ребенка в самые разные кружки, секции, клубы. Дети таких родителей признаются, что очень устают, что им некогда поиграть с ребятами во дворе, и заняться своим любимым (хотя, может быть, и не таким полезным) делом. Родители в данном случае, как правило, руководствуются следующими соображениями:

– стремятся оградить ребенка от негативного влияния улицы;

– через собственных детей стремятся реализовать свои несбывшиеся мечты и возможности.

Есть и другая родительская позиция: пусть ребенок делает все, что ему хочется. Анкеты детей, воспитываемых родителями с такой позицией, изобилуют жалобами на то, что детям скучно, неинтересно. Эти дети не умеют организовать свой день с пользой и удовольствием. Совершенно очевидно, что лучшая родительская установка – золотая середина, предполагающая организованные занятия детей в каких-либо учреждениях, но с обязательным условием: это должно быть интересно самому ребенку и не должно вызывать психологических и физических перегрузок.

Учитель. Как же быть родителям? Предлагаю вашему вниманию вопросы, на которые вам нужно ответить. Думаю, опыт в решении данной проблемы уже имеется у каждого из присутствующих. Поделитесь?

Мнение 1.

Многие родители считают, что в современном мире каждый должен быть конкурентоспособным. Поэтому ребенка с детства нужно приучать к мысли, что ему в жизни предстоит участвовать в самых разных испытаниях, где победит тот, кто больше знает и умеет. Нужно ли руководствоваться этим? (Родители обсуждают предложенную мысль, после чего свое мнение высказывает психолог).

Психолог.* Одна из самых больших трудностей, с которой сталкивается ребенок, – это распространенный миф о том, что конкуренция полезна для того, чтобы стать «самым – самым» – сильным, смелым, ловким. Ведь семья и школа разделяют это опасное заблуждение. Принято считать, что стремление делать что-то лучше других – необходимое условие успеха и становления характера. Ученые Дэвид и Роджер Джонсоны обобщили результаты многих сравнительных исследований значимости конкуренции. И только 8 исследований из 122 подтвердили полезность конкуренции. Вдумайтесь в цифры: только 8 из 122!

Тем не менее, родители и многие учителя верят в здоровый соревновательный дух и постоянно сравнивают между собой детей! А это поневоле ведет к созданию нездоровой атмосферы. Дети не вовлекаются в собственно деятельность, а постоянно смотрят друг на друга. Сравнивают, кто больше, а кто меньше преуспел. Они становятся похожи на спортсменов, которые на бегу, вместо того чтобы сосредоточиться и целиком отдаться процессу, все время оглядываются назад – на тех, кто бежит вместе с ними. Такое поведение на беговой дорожке непременно приведёт к травмам. Такое же поведение в жизни закончится депрессивным состоянием, неверием в свои силы. Ведь не каждый человек рожден для побед и высоких результатов.

Итак, конкуренция вредна для ребенка. Это факт, о котором говорят профессионалы. Залогом душевного здоровья ребенка являются искренняя любовь родителей, доброжелательная атмосфера в семье и навыки сотрудничества с ровесниками и взрослыми.

Любите ребенка и никогда не сравнивайте его с другим. Сравнивайте ребёнка с ним же самим. Всегда. Пример: «Сегодня ты написал гораздо лучше, чем месяц назад. Посмотри!» Если вы будете верить в своего малыша, если будете принимать его таким, какой он есть, если станете мягко направлять его рост, хвалить за успехи, пусть маленькие, вы обретете уверенного в себе доброго друга. Однажды это непременно произойдёт.

Мнение 2

Раннее развитие вошло в моду. Ребенок, который к моменту поступления в школу не умеет читать, считается, чуть ли не педагогически запущенным. И современные продвинутые родители стараются всеми силами пристроить ребенка в элитный детский сад, чтобы там с ним занимались по методикам «раннего развития», заработать на няню или, в крайнем случае, вооружить методичкой бабушку – пусть готовит вундеркинда! И все эти усилия направлены только на то, чтобы ребенок к трем годам уже научился читать и считать! Нужно ли это?

(После обсуждения мнения родителями, можно предоставить слово психологу)

Психолог.** Подмена понятий «развитие» и «образование» чрезвычайно вредна.

Вся наука педагогика основана на понятии «возрастная норма», позаимствованном из области медицины и физиологии. Считается, что человек во столько-то лет научается говорить, во столько-то лет становится готов к школе, а во столько-то ему можно доверить вождение автомобиля. Такой подход нельзя назвать абсолютно верным, но все же он достаточно обоснован.

Раннее развитие выдергивает маленького человека из социальной ниши, предуготовленной ему традициями и законами. Что делать вундеркинду, которому по возрасту надлежит быть в первом классе, а по уровню знаний – в пятом? Бороться ли ему с зевотой в компании сверстников или пытаться утвердиться среди тех, кто на голову выше ростом? Или, не ходя в школу, продолжать учиться самостоятельно, чтобы к тому времени, когда ему принесут повестку в военкомат, освоить математику в объеме мехмата, а английский в объеме инъяза? Природа не отдыхает!

Известно, что неталантливых детей не бывает, просто не всякий талант удается раскрыть. Часто одаренные люди с раннего возраста проявляют большие успехи в какой-либо деятельности. Если же ребенок не демонстрирует явных успехов на каком-либо поприще, то это вовсе не означает, что «на нем природа отдохнула». Существуют некоторые признаки, сигнализирующие об одаренности ребенка:

– это любознательность во всех ее проявлениях;

– способные дети сопереживают чужим проблемам: эмоционально подключаются к судьбам героев услышанных сказок;

– способные дети расположены к самостоятельному мышлению, проявляют оригинальность и фантазию;

– одаренные дети могут проводить долгое время в одиночестве, трудясь над своими проектами, в то время как установки взрослых им надоедают и раздражают.

Мнение 3

Родителям с высоты их жизненного опыта гораздо лучше видно, чем нужно заниматься ребенку. Значит ли это, что мнением и желанием самого ребенка можно пренебречь?

Психолог. Если у ребенка появится ощущение, что занятия, которые предлагают родители, важнее того, чем он хотел бы заняться сам, это способно нанести серьезный удар по его чувству собственного достоинства. То же самое может произойти, если ребенок начнет думать (не важно, есть ли на это основания), что ему не по силам оправдать надежды, возлагаемые на него родителями. В конечном итоге, если ребенок научится себя любить и уважать, это даст ему значительно больше, чем умение играть на пианино, приобретенное в раннем детстве.

Учитель. Досуг ребенка, как бы взрослые ни пытались взять его под контроль, все-таки часто остается делом самого ребенка. Что интересует современных детей?

Психолог.*** Часть своего досуга (небольшую) современные дети посвящают чтению. Об уровне читательских интересов позволяют судить ответы на вопрос о любимых героях. Согласно данным исследований, половина опрошенных детей либо сказала, что любимых литературных героев нет, либо не ответила на этот вопрос. Из названных героев половина – это персонажи литературных произведений, изучавшихся в рамках школьной программы. Другая половина литературных героев – это персонажи книг, любимых с самого раннего детства (по большей части, сказок – Кот в сапогах, Василиса прекрасная, Иванушка-дурачок), а также литературной классики для детей (Том Сойер, Карлсон, Геракл). Сегодня многие мальчики и девочки книгам предпочитают журналы, и хотя доля тех, кто читает на досуге, велика, сегодня это уже совсем другие читатели, нежели десять лет назад.

Много времени подростки проводят у экрана телевизора. В числе обычных, ежедневных занятий телевидение остается наиболее распространенным видом проведения досуга. После приготовления уроков оно было на первом месте в перечне ежедневных занятий респондентов. Репертуар программ и передач, которые смотрят подростки, довольно широк и разнообразен. Предпочтение (также как и в чтении книг), часто отдается юмористическим передачам (их отметили 53 % опрошенных). На втором месте по популярности – музыкальные программы (45 %). Традиционно подростки, особенно мальчики, предпочитают передачи о спорте (37 %). Многие респонденты отметили, что им нравятся передачи о путешествиях, приключениях (35 %), природе, животных, научно-популярные, образовательные программы (28 %). Почти каждый третий из опрошенных смотрел телесериалы и мультфильмы. Примерно четвертая часть опрошенных предпочитала также время от времени смотреть игры, конкурсы, викторины. Таким образом, телевидение продолжает играть значительную роль в жизни подростка, причем функции, которые оно выполняет, многообразии: это и новости, и интересная информация, и образование, и отдых, и разнообразные развлечения. Каждый третий подросток смотрит телесериалы. Все больше героев – образцов для подражания подростки находят среди «звезд» западных кинофильмов, эстрадных певцов и певиц, столь часто видимых на теле- и киноэкранах.

У современных детей есть занятия, которых не было в распорядке свободного времени более старших поколений. Это компьютерные игры и Интернет. Они занимают достаточно большую часть свободного времени детей.

Обычно подростки играют: дома – 64 % опрошенных, в том числе, на игровой приставке к телевизору – 35 %, в кружке или клубе – 26 %, и почти половина играет обычно у друзей и знакомых (45 %). Возникает четкое ощущение, что если раньше читающий подросток брал книги везде – дома, у друзей, в библиотеке, так теперь играющий подросток также использует все возможности поиграть и обменяться играми со своими друзьями. В «игровом репертуаре» представлен практически весь спектр игр, причем если взрослые ориентированы на то, чтобы дети и подростки играли в игры учебного, развивающего характера, то сами подростки, особенно мальчики, предпочитают игры с захватывающим и быстрым действием, играть в которые  гораздо  более  увлекательно. Большая  часть  опрошенных – 49 человек – написала названия игр, которые особенно нравятся – 82 названия игр (всего128 упоминаний)! При этом большинство из них – американские, и их названия написаны по-английски.

Все семьи разные, требования, предъявляемые к детям и образ жизни в каждой из них очень отличны друг от друга. Поэтому интересы современных детей не поддаются однозначной характеристике: у одной категории 10–15 %) они многообразны, осознанны и достаточно легко дифференцируются; у другой (20–30 %) – отличаются духовной бедностью, у третьей (45–50 %) – никак не проявляются или проявляются в заявлениях типа «делать нечего».

Что же делать родителям, воспитывающим подростка? Каким правилам нужно следовать?

Психолог

  1. Интересуйтесь жизнью своих детей.

Согласно данным исследований, большинство родителей уверены, что они прекрасно знают, чем занят их сын (дочь) в свободное время. Они убеждены, что им известен круг его (ее) общения.

  1. Решайте проблемы организации детского досуга конструктивно.

Многие родители опасаются воздействия улицы на подростка, но уберечь своих детей от ее вредного воздействия они не умеют. Большинство из них, пытаясь отвлечь подростка от «опасных» детей, проводят с ним беседы на общие темы воспитания (37 %), часть родителей (11 %) стараются «раскрыть глаза» своему ребенку на его друзей, и только 9 % предпринимают попытки заполнить его досуг интересными занятиями (ходят в кино, театры, на концерты, выставки).

  1. Создавайте культурную среду для своего ребенка сами, не ждите, что это сделает школа или государство.

Поэт И. Кабыш в одном из интервью на вопрос о том, что такое культура и что происходит с этой категорией  в  наше  время,  ответила:  «Культура – это неагрессивность, это главное слово, а воздух, которым мы дышим… агрессивный, и культура в нем сворачивается, даже боишься, что то, что ты заложил в ребенка, он не донесет это до дома, оно где-то свернется по пути, как молоко в кислоте, такая среда, какая-то очень едкая».

  1. Родители должны заниматься селекцией того, что подростки читают, слушают, смотрят, во что играют. Это требует огромного напряжения сил, но быть родителем – это особая трудная профессия.
  2. В семье должны быть традиции проведения досуга. Маловероятно, что ребенок научится с пользой проводить время, если он не увидит, как делают это его родители. Играйте в семейные игры, вместе выезжайте на природу, посетите музеи и галереи вашего города. Учите ребенка отдыхать!

III. Заключительная часть. Подведение итогов.

Вот и подошло к концу наше собрание. А значит, наступило время вашего семейного досуга. Организуйте его с пользой! Не позвольте талантам и способностям остаться дремлющими, а радостям жизни пройти мимо. Не повторите ошибки героини сказки, которую я приберегла для сегодняшнего разговора.

Бритва
(сказка)

У одного цирюльника была бритва красоты необыкновенной, да и в работе не было ей равных. Однажды, когда посетителей в лавке не было, а хозяин куда-то отлучился, вздумалось бритве на мир поглядеть и себя показать. Выпустив острое лезвие из оправы, словно шпагу из ножен, и гордо подбоченясь, она отправилась на прогулку погожим весенним днем.

Не успела бритва перешагнуть через порог, как яркое солнце заиграло на стальном полированном лезвии, и по стенам домов весело запрыгали солнечные зайчики. Ослепленная этим невиданным зрелищем, бритва пришла в такой неописуемый восторг, что тут же непомерно возгордилась.

– Неужели после такого великолепия я должна вернуться в цирюльню? – воскликнула бритва. – Ни за что на свете! Было бы сущим безумием с моей стороны губить свою жизнь, выскабливая намыленные щеки и подбородки неотесанных мужланов. Разве моему нежному лезвию место у брадобрея? Вовсе нет! Спрячусь-ка я от него в укромном местечке. С той поры ее и след простыл.

Шли месяцы. Наступила дождливая осень. Соскучившись в одиночестве, беглянка решила выйти из своего добровольного затворничества и подышать свежим воздухом. Она осторожно выпустила лезвие из оправы и горделиво оглянулась вокруг.

Но, о ужас! Что же стряслось? Лезвие, когда-то нежное, огрубело, став похожим на ржавую пилу, и не отражало более солнечных лучей.

– Зачем я поддалась соблазну? – горько заплакала бритва. – Как меня лелеял и холил добрый цирюльник! Как он радовался и гордился моей ра-ботой! А теперь, о боже, что со мной сталось: лезвие потемнело, зазубрилось и покрылось отвратительной ржавчиной. Я погибла, и нет мне спасенья!

Печальная участь ожидает всякого, кто наделен талантом, но вместо того, чтобы развивать и совершенствовать свои способности, чрезмерно возносится и предается праздности и самолюбованию. Как и эта несчастная бритва, такой человек постепенно утрачивает ясность и остроту ума, становится косным, ленивым и обрастает ржавчиной невежества, разъедающей плоть и душу.

Леонардо да Винчи


ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета для учащихся
  1. Как ты любишь проводить свободное время?
  2. Участвуют ли родители в организации твоего свободного времени? (Дают советы; настаивают на посещении каких-либо кружков; составляют перечень дел, которые ты должен сделать к их возвращению и т. д.)
  3. Ты посещаешь занятия кружков и секций, которые выбрал сам? Или по совету родителей? Или по настоянию родителей?
  4. Есть ли занятия, которыми бы ты хотел заняться, но на это нет времени?
  5. Любишь ли ты ничего не делать?
Анкета для родителей
  1. Считаете ли вы, что ребенок обязательно должен посещать какие-либо учреждения дополнительного образования?
  2. Чем вы руководствуетесь при выборе секции или кружка для своего ребенка?
  3. Должно ли у ребенка быть время, свободное от организованного вами и педагогами?
  4. С какой целью вы записываете ребенка в какие-либо кружки и секции? (Хотите, чтобы он научился чему-то новому, развил в себе какие-то качества? Стремитесь уберечь от влияния улицы? Не терпите безделья?)