Применение современных педагогических технологий в начальной школе


Применение современных педагогических технологий в начальной школе

«Наличие собственной методической системы учителя, апробированной в профессиональном сообществе»

В своей деятельности постоянно ищу пути для того, чтобы воспитать и развить в ребёнке активную, смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях.

За годы работы в школе меня всегда интересовало «Применение современных педагогических технологий в начальной школе».

Становление личности школьников, прежде всего, происходит на уроке. Моя главная цель – вызвать у детей эмоциональный интерес, создать ситуацию проблемы, выбора  и поиска решения, что помогает максимально раскрыть  умственный и творческий потенциал  учащихся.

Возможно моя работа, как и многих других до введения ФГОС опиралась на ЗУН и у каждого были свои изюминки, достижения и провалы, но с введением ФГОС учитель получил четкий алгоритм: чему, как и на что опираться в своей работе. Это большое подспорье.

В этом учебном году на меня возложена особая ответственность. Вместе со своими первоклашками и их родителями 1 сентября мы отправились покорять новые Федеральные государственные стандарты.

Не могу сказать, что я не испытывала определенных трудностей. Но самое главное – это так интересно!

С  внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе учителя  должны научить ребенка не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно, но и должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

В основу моей деятельности во внедрении стандартов ФГОС второго поколения положен системно-деятельностный подход в обучении  с применением инновационных технологий т.к. собственная учебная деятельность школьников – важная составляющая системно – деятельностного подхода. В начале учебного года я провела стартовую диагностику, имеющую целью определить основные проблемы, характерные для большинства обучающихся, и в соответствии с ними  спланировала систему  работы по обеспечению личностных и метапредметных результатов. В ней четко прослеживается  целостная работа по формированию УУД через предметные линии развития, внеучебную деятельность, применение проектной технологии, технологии продуктивного чтения, групповой работы, работы в парах.

Техника взаимодействия учителя с учеником  при деятельностном подходе осуществляется через применение технологий качественного обучения.

В своей работе применяю самые современные технологии, направленные на решение учебных задач:

  1. Развивающее обучение
  2. Проблемное обучение
  3. Разноуровневое обучение
  4. Использование исследовательского метода в обучении
  5. Проектные методы в обучении
  6. Игровые методы
  7. Обучение в сотрудничестве
  8. Информационно-коммуникационные технологии
  9. Здоровье сберегающие технологии

Структура каждого моего урока тщательно продумывается. Ведь только грамотное построение урока позволяет детям открыть для себя новое, обратить внимание на главное, добиться успеха каждому в меру способностей и возможностей. Дать шанс самым неуверенным учащимся.

Постоянно совершенствую интенсивные методы нового образования: самостоятельное «строительство» знаний путём творческого поиска решений и открытий.

Большое внимание в своей работе уделяю одаренным детям и детям, проявляющим повышенный интерес к изучаемым предметам. Работу с одаренными детьми  начинаю с диагностики характерологических особенностей личности обучающихся и свойств их нервной системы (в 1 классе). Изучив результаты диагностики,  составляю краткий «портрет» каждого своего ученика. Это позволяет  предопределить реакцию детей и дает возможность в выборе нужных методов обучения и воспитания.

Позвольте привести конкретные примеры моей работы на различных уроках:

На уроках литературного чтения  веду диалог с учащимися, подталкивая их к размышлению. Выбор метода работы на уроке зависит от специфики текста. Но есть позиции, общие для любого урока. Учитель и ученик выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но необходимого опыта, высказывая свои мысли о прочитанном произведении. Дети не боятся высказывать свое собственное мнение, так как ни одно из них я не называю ошибочным. Все детские версии  обсуждаю не в жесткой оценочной ситуации (правильно – неправильно), а в равноправном диалоге. Потом обобщаю все версии ответа на вопрос, выделяя и поддерживая наиболее адекватные научному содержанию, соответствующие теме урока, задачам и целям обучения. В этих условиях все ученики стремятся быть «услышанными», высказываются по затронутой теме, работают над собой – каждый в силу своих индивидуальных возможностей.  Нравится моим ученикам  инсценировать произведения. Здесь – полный простор для творчества, проявления личностных качеств и талантов детей. Все же основная задача литературного чтения – формирование читательских умений и привитие интереса к чтению. Так некоторые ученики любят читать сказки, и я предлагаю им сочинить свою сказку.  Я координирую стремления детей, направляю их, помогаю в выборе хорошей литературы. Они делятся со мной впечатлениями о прочитанных дома книгах, а я советует прочитать ту или иную книгу по интересующей их теме. Таким образом, осуществляется дифференциация обучения.

* На уроках математики Дети младшего возраста мыслят образами. На уроках даю возможность думать, а не «быстро, быстро, рук не вижу». Задаю такие вопросы, на которые нет ответа, а надо подумать. Вот на уроках и ищем, шепчемся, и решаем. Создаю ситуация успеха, комфорта, сотрудничаю с детьми. Я люблю юмор. А дети любят учителей с юмором. Они без юмора, без улыбки, без радости не могут жить.

На моих уроках всегда присутствует яркая наглядность, помогая самоутвердиться каждому ребёнку.

* На уроках окружающего мира ученики всегда наиболее  активны, стремятся поделиться своими наблюдениями и с увлечением подбирают дополнительный материал из разных источников. В стремлении создать условия для успешного познания окружающего мира учащимся с разным типом восприятия,  я предоставляю им возможность более самостоятельно «открывать» новые знания, новые способы взаимодействия с учебным материалом. Большую роль в реализации такого подхода играют практические работы, экскурсии и организованные наблюдения. И уже в 1 классе ребята активно участвуют в проектной деятельности. Дети дают результат уже на выходе из 1 класса.

Развитию творческой индивидуальности учащихся способствуют уроки  технологии, которые проходят в атмосфере свободного общения. Дети увлеченно работают над созданием поделок, применяют свои творческие способности на практике, помогают товарищам справиться с трудностями. В процессе такой работы учащиеся приобретают знания о гармоничном устройстве мира и о месте в нем человека, проникаются уважением к культурным традициям и людям – носителям этих традиций.

Это подтверждается участием в творческих и интеллектуальных конкурсах как муниципального, регионального, краевого, всероссийского и международного значения.

Для  отслеживания качества обучения первоклассниками отдельных предметов использую Мониторинг, при создании которого я исходила из Требований к результатам освоения основных образовательных программ по ФГОС 2-го поколения, где основное внимание уделяется  личностным, метапредметным и предметным результатам.  Методика отслеживания (Инструментарий) – уровень знания по предмету, личные наблюдения учителя, контрольные срезы, тесты…

Процесс усвоения знаний учащимися – индивидуальный, поэтому я использую различные формы диагностики, контролирующие работу на уроке, которые учитывают уровни обучаемости и обученности каждого ученика класса.

Результатом работы  является повышение уровня самооценки и самоконтроля учащихся их творческие успехи, стабильные показатели качества знаний.

Для раскрытия творческих  способностей детей  я  применяю активные формы и методы: беседы, дискуссии, игры и экскурсии, конкурсы, турниры, собеседования, олимпиады, наблюдения, творческий труд, поисковые эксперименты, индивидуальные занятия, художественно-эстетическую деятельность.

Все ученики вовлечены в творческую работу. Тем, кто неплохо сочиняет, я предлагаю составить загадки, ребусы, сказки, викторины. Ребятам это нравится. Им хочется учиться весело, необыкновенно, увлекательно.  Детские кроссворды затем редактирую и использую в своей работе   как  разноуровневый дидактический материал.

Даже те, кто не любит и не умеет хорошо рисовать, иллюстрируют стихотворения, отрывки из рассказов, составленные загадки и кроссворды. Ребята и их родители с удовольствием посещают мой кружок «Нетрадиционного рисования», и уже после нескольких занятий дети сами просят выполнения творческих заданий на уроках.

В системе каждодневно используются:                

Здоровьесберегающие технологии способствуют формированию здорового образа жизни. Они применяются во время урока  в виде физкультминуток. А также мною разработана программа динамических пауз заключающаяся в том, что на протяжении всего года каждый день недели проводится в соответствии с планом: пн подвижные игры, вт спортивно интеллектуальные, ср  народные и настольные игры, чт  общеразвивающие комплексы, пт музыкальные физминутки. Ежедневно проводятся процедуры витаминотерапии и фитоозоровления.

Игровые технологии сохраняют познавательную активность ребенка и облегчают сложный процесс обучения, способствуют как приобретению знаний, так и развитию многих качеств личности. Игровые технологии использую на уроках, в основном  в 1-2 классах. Считаю, что хорошая, умная и занимательная игра активизирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, облегчает восприятие нового материала.

Информационно Коммуникативные технологии. Активно использую в своей практике ИКТ: систему голосования, документ камеру. разрабатываю мультимедиа-презентации не только сама, но и привлекаю к этому учащихся. С помощью ИКТ дети  узнают новые способы сбора информации и учатся пользоваться ими, расширяется их кругозор, повышается мотивация учения.  Также при проведении уроков и подготовке к ним я использую материалы нового поколения единой коллекции цифровых образовательный ресурсов, размещённой на сайте в Интернет:http://school-collection.edu.ru

Проектные технологии применяются мною на уроках, во внеурочной деятельности, внеклассной работе. Я не «навязываю» ученикам информацию, а направляю их самостоятельный поиск, например: «Всё ли знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам информации следует обратиться? Иными словами, действую по принципу: «…ничего не делай за меня, направь в нужное русло, подтолкни к решению, а остальное я сделаю сам». формирую у детей необходимых УУД:

1.Коммуникативные технологии, используемые мной, позволяют развивать у учащихся:
– умение работать в группе;
– высказывать свое личное мнение;
– выслушивать мнение товарищей;
– создавать благоприятный психологический климат,
– атмосферу взаимопомощи, толерантности.

2.личностные. мотивация учения, моральный выбор.

3.познавательные.  формулирование цели, поиск и выделение информации, моделирование самостоятельный поиск решения проблем творческого и поискового характера.

4.регулятивное универсальное учебное действие. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности. Она являлась неотъемлемой частью  всех уроков в  классе. Для оценивания своей работы на уроке дети используют  так называемые карточки «светофоры», а также  смайлики.

Также, для фиксирования результатов учебной и внеучебной деятельности первоклассников на родительском собрании решили   создать для учащихся  « Портфолио»,  которое служит хорошим стимулятором их учебной деятельности, т.к. в нем отражены достижения первоклассника не только в учебе, но и внеучебной деятельности.

 Внеурочка

Воспитательный процесс ведется на основе личностно-ориентированного подхода с учетом возрастных особенностей учащихся.

В процессе обучения важную роль играет внеурочная деятельность. Я являюсь организатором внеклассной работы в начальной школе. Мною создана система внеурочной работы через реализацию годовой игры «Творческий калейдоскоп» во всей начальной школе. Интересны и разнообразны формы проведения: конкурсы стихов, викторины, олимпиады, интеллектуальные марафоны, выпуск стенгазет, развитие самоуправления (выбор актива), соревновательный момент между классами и т..

Внеурочная деятельность в классе  организована так, чтобы обеспечивался баланс между двигательно – активными и статическими занятиями. Форма их проведения полностью отличается от урочной системы обучения и  представлена  следующими направлениями:

Социальное
Спортивно оздоровительное
Духовно нравственное
Общекультурное
Общеинтеллектуальное

  1. Расширяю социальный опыт детей средствами внеурочной и внешкольной деятельности (экскурсии, походы, предметные недели, общешкольные праздники).

+газета

+ЛДП

+Калейдоскоп Раскрытие потенциала каждого ребёнка, признание его как личности, умение добиваться чего-либо им в окружающей его действительности – эти приемы  я использую в своей работе. Потенциал ребёнка в большей степени проявляется через игру. Поэтому большинство мероприятий и дел  я провожу в виде игры, конкурсов, викторин.

Главным  фактором служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентировочный и творческий характер, который представлен в плане воспитательной работы на каждый учебный год. Основу этой деятельности составляет игра «Творческий калейдоскоп».

При реализации социального проекта «Экология мира – экология души» учащиеся оказывают помощь малообеспеченным людям в виде книг, одежды, обуви, игрушек ребята приняли участие во Всероссийской акции «Милосердие».

 2.Общеинтеллектуальное

Целью работы в этом направлении является оказание помощи ученикам в развитии в себе способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.

Учебная и воспитательная деятельность неразрывно связаны.

Работа над темой по самообразованию «Работа с литературным произведением как средством интеллектуального развития младших школьников на уроках литературного чтения» помогает мне достигать этой цели и на уроках, и во внеурочных мероприятиях (тренинги по развитию памяти, внимания; интеллектуальные марафоны)

В течение трех лет  провожу занятия кружков «Юным Умникам и Умницам», «Занимательная математика», «Геометрика».

 На внеурочных занятиях предлагаю детям не только решение занимательных и олимпиадных заданий по преподаваемым  предметам, но и совместно с учащимися создаю обучающие мультимедийные проекты-презентации, готовлю открытые мероприятия, занимательные уроки, материалы для   проведения предметных недель.  Всё это позволяет  мне  формировать положительную учебную мотивацию по предметам, развивать кругозор учащихся, формировать новые умения и навыки в учебной деятельности.

В результате совместной творческой работы на уроках, учащимися создается продукт деятельности.

Дети сами создали проекты:

  • «Умники и умницы» (по предметам начальной школы)
  • «Ребусы» (русский язык, математика)
  • «Задания с ловушками» (по предметам начальной школы)
  • «Заколдованные примеры» (математика)
  • «Почемучка» (окружающий мир)
  • «Наши сочинения» (чтение)
  • «Наши открытия» (русский язык).
  1. спортивно-оздоровительная деятельность

В целях формирования  осознанной потребности в сохранении и укреплении здоровья    у меня выработана система работы по пропаганде здорового образа жизни (касалась этого выше).

Основной целью пропаганды является укрепление здоровья учащихся, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, воспитание потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Активно использую здоровьесберегающие технологии: физминутки, разминки, гимнастика для глаз и гимнастика для ума, элементы релаксации, фито- и витаминотерапии.

При реализации годовой игры в системе предусмотрены все направления.

С целью изучения психического и физического здоровья учащихся тесно сотрудничаю с медицинским персоналом, специалистами психологической службы школы, родителями учащихся.

80%  детей посещают спортивные секции, где занимают призовые места не только в городских соревнованиях, но и в краевых.

  1. Духовно нравственное Одной из главных воспитательных задач  является  формирование у детей общечеловеческих духовных  ценностей и ориентиров. Среди них – вечные нравственные нормы: доброта, любовь и уважение к  людям, чувство собственного достоинства, совестливость, воля, дисциплинированность, любовь к труду, самостоятельность и настойчивость. Без них нет, и не может быть ни нравственных убеждений, ни нравственного мировоззрения. Именно они обеспечивают единство сознания и поведения. В этом направлении совместно с детьми проводятся классные часы, дискуссии, беседы, экскурсии, праздники.

Детьми класса был подготовлен и проведён концерт к дню пожилых людей, дню инвалидов. Ежегодно проводятся мероприятия,

посвящённые Дню победы, приглашаются ветераны ВОВ

Включаю элементы гражданско-патриотического воспитания во все общешкольные и классные мероприятия.

Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. Школа и семья – два важнейших воспитательно-образовательных института, которые изначально призваны пополнять друг друга и взаимодействовать между собой. С этой целью в классе ведется большая работа с родителями.  Систематически провожу  классные родительские собрания, разнообразные по формам (организационные, тематические, итоговые, собрания-диспуты). Работу с родителями веду в двух направлениях: повышение педагогической культуры и объединение родителей в сплоченный коллектив.

Подводя итоги воспитательной работы, надо отметить, что у детей значительно активизировалась любознательность, инициативность, повысилась заинтересованность в учёбе, сплотился ученический коллектив.

В заключение хочется добавить, что целью любой воспитательной системы является формирование гармонично развитой личности. Целью современной школы является формирование личности информационной, то есть способной не только, и не столько выполнять свои функции, сколько принимать критические решения и устанавливать новые отношения в быстро меняющейся реальности. От учителя, а значит от меня, в данных условиях требуется построить педагогический процесс в соответствии с потребностями и целями современного общества.

Результатом работы являются победы учащихся в конкурсах:

Чтобы добиться положительного результата в обучении, необходимо тесное сотрудничество между учителем и родителями. Только вместе сообща можно идти к единой цели развития школьника.

Мы проучились по новым стандартам один год.

Но уже сейчас я могу с уверенностью сказать: мои первоклашки отличаются от прежних учеников. Они умеют спорить, размышлять, не ищут легких путей, умеют оценивать свою работу и работу своих  товарищей, делают правильные выводы и предлагают пути решения проблемных ситуаций.  Дети активно участвуют в делах класса и школы. За год мои ученики выполнили 14 проектов. Да, моим ученикам всего 6-7 лет. Большую помощь в работе по стандартам второго поколения оказывает родительский коллектив.  Не все пока получается гладко. Но мы только начинаем и не боимся трудностей. Ведь вместе – мы сила!

Систематическая   работа по распространению  собственного  педагогического   опыта

Деятельность учителя в «автономном режиме» продуктивной быть не может.  Учитель, я считаю, просто обязан  развиваться,  взаимодействуя с педагогической общественностью. Сформированная  система  проведения курсов, семинаров, заочных  и очных конкурсов оказывает содействие  в обобщении и распространении педагогического опыта.  Являясь сторонницей формирования  позитивного и  продуктивного участия   учителя  в системе обобщения и распространения педагогического опыта, я участвую в  региональной научно-практической конференции, провожу  открытые уроки в рамках городских и краевых семинаров.

Имею электронные публикации методических материалов на профессиональных сайтах педагогической направленности.

 КОЛОЧКОВА Наталия Юрьевна
МБОУ СОШ № 1, Г-к.Анапа