Классный час

ПРАВИЛА ЭТИКЕТА: БЕСЕДА ПО ТЕЛЕФОНУ

 

Цель: прививать детям навыки культурного поведения при общении по телефону.

Форма проведения: практикум.

Ход классного часа

Учитель. О чем сегодня пойдет речь?

— Прежде отгадайте:
Через поле и лесок
Подается голосок.
Он бежит по проводам –
Скажешь здесь, а слышен там.

(Телефон.)

Телефон появился на службе у человека с 1876 г. С его помощью мы слышим звуки на очень большом расстоянии. Но нёсмотря на то, что собеседника мы не видим, вести разговор с ним — большая наука.

Инсценировка отрывка из стихотворения К. Чуковского «Телефон»,

У меня зазвонил телефон.
— Кто говорит?
-Слон.
-Откуда?
— От верблюда.
-Что вам надо?
-Шоколада…

— С чего нужно начинать телефонный разговор: с приветствия, с фразы «А куда я попал?» или «Это квартира?».

Пара учащихся демонстрирует импровизированный разговор по телефону двух приятелей. Затее мученик звонит учителю.

Анализ ситуаций.

Учитель (обобщает). Вы узнали мой голос, почему же не поздоровались? Я могу обидеться и не позвать к телефону, тогда вы поймете, что я вам тоже нужна, хотя и не со мной вы собирались беседовать.

Не важно, узнали ваш голос на другом конце провода или нет. Раз вы звоните, вы обязаны себя назвать. Пробуем еще раз.

— Другая ситуация: набирая номер телефона, случайно попадаем в чужую квартиру. Ваши слова?

— Вы зря побеспокоили чужого человека. Надо обязательно извиниться.

— В каком случае вы звоните другу, как часто?

Учитель (обобщает). Самая распространенная ошибка, когда люди звонят друг другу от нечего делать, решают задачи по телефону, диктуют упражнения, пересказывают фильм. Ведь в это время, может, кто-то пытается дозвониться к вам по важному неотложному делу, но тщетно — телефон занят. Ученик читает наизусть.

Звенящий в доме телефон —
Явление типичное.
«Алло, алло!» со всех сторон
Летит словцо привычное.

По телефону там и тут
Встречаются, прощаются,
Советы разные дают,
Грустят и улыбаются.

— Алло! Привет! Ну, как живешь?
Какое настроеньице?
Ты что жуешь? Пирог жуешь?
А я грызу печеньице.

-Алло! Ну, как дела идут?
Давай сыграем в шахматы.
Получишь мат за пять минут
И не успеешь ахнуть ты.

— Алло! Мне крупно повезло
Достал вчера новиночку,
Ты слышишь музыку?
Алло! Станцуем под пластиночку?

— Алло! Я сел на мель опять,
Спасай меня, как водится,
Скорей задачку дай списать,
Опять ответ не сходится!

Н. Песков

Каков поздний срок возможного звонка к другу? Почему?

— Кто первый заканчивает телефонный разговор?

У ч и т е л ь. Итак, телефон — ваш друг и помощник, но не только ваш, а общий. Поэтому говорить по телефону надо:

* кратко;

* вежливо;

* по делу.

Чтобы не получилось, как в стихотворении:

 

ГОВОРИ КОРОЧЕ

Вы…
Это самое…

Того…
Когда,
Вы говорите,
То,
Значит,
Это…
Как его…
Ну,
В общем,
Не тяните.
Вот, между прочим, так сказать,
Что мне хотелось вам сказать.

А. Шибаев

В заключение можно предложить детям ролевую игру — инсценировку, например, отрывка из рассказа Н. Носова «Телефон».

Учитель читает  -рассказ Н. Носова. Далее дети играют сценку из рассказа, взяв на себя роли героев.