Огонь и человек


Открытое мероприятие

«Огонь и человек»

Цели:

— показать положительную и отрицательную роль огня в жизни человека;
 — закреплять знания детей по правилам пожарной безопасности;
познакомить с профессией пожарного;
— воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Оформление:

— эмблемы команд;
— табло с язычками пламени и названиями команд;
— рисунки детей на противопожарную тему;
— плакаты по противопожарной безопасности;
— выставка книг;
— правила безопасности на листках.

Оборудование для игр: 2 ведра, 2 обруча, условные домики – 2, препятствия(скамейки) – 2, кегли – 10-12 шт., одежда для мальчика и для девочки.

Восп. Ребята! Слово «огонь» известно всем. Люди всегда считали огонь священным. Они думали, что он послан великим Богом, поэтому люди буквально молились на огонь. И все таинства, связанные с колдовством или магией, всегда совершаются при свечах или разожжённом огне. С древних времён люди слагали про огонь легенды и сказки. Праздники на Руси всегда сопровождались присутствием огня: праздник Ивана Купала, Масленица. Олимпийские игры начинаются с того, что на стадионе  зажигают факел. У могилы неизвестного солдата горит вечный огонь.

Восп. Огонь стал надёжным товарищем и помощником людей. Трудно представить себе такую отрасль человеческой деятельности, где бы ни использовался огонь. С его помощью совершается много полезных дел, он верно служит людям в повседневном быту и на производстве.

Знают все: человек без огня,
Не живёт ни единого дня!
При огне, как при солнце, светло,
При огне и зимою тепло!
Посмотрите, ребята. Вокруг-
Нам огонь повседневный друг!

Нам без доброго огня
Обойтись нельзя и дня.

Он надёжно дружит с нами,
Гонит холод, гонит мрак,
Он приветливое пламя
Поднимает, словно флаг.

Всем огонь хороший нужен,
И за то ему почёт,
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь и хлеб печёт.

Восп. Огонь издавна был другом человека. Сила у огня большая – пребольшая. Но если с этой силой обращаться неумно и неосторожно, огонь из верного друга превращается в беспощадного врага, которого не победишь, если он разбушуется и войдёт в силу.

Восп. В считанные минуты он уничтожает то, что создавалось долгими годами упорного труда, уносит миллионы человеческих жизней, стирает с лица Земли большие города и маленькие деревни. Сегодня на нашей планете возникает около пяти с половиной миллионов пожаров в год. Каждые 5 секунд- новый пожар!

Но бывает огонь и другим:
Не согреет ладошек он ваших,
Превращает всё в пепел и дым,
И жесток он, и грозен, и страшен.

Человеку друг- огонь,
Только зря его не тронь!
Если будешь баловаться,
То беды не миновать – от огня не сдобровать.

Он всегда бывает разным,
Удивительный огонь:
То буяном безобразным,
То тихоней из тихонь.

То он змейкой торопливой.
По сухой скользит коре,
То косматой рыжей гривой
Полыхает на заре.

Да, огонь бывает разный:
Бледно – жёлтый, ярко – красный,
Синий или золотой,
Очень добрый, очень злой!

Злой огонь – огонь пожара,
Злой огонь – огонь войны!
От безжалостного жара
Дни темны, поля черны.
Жители земного шара,
Граждане любой страны
Злой огонь гасить должны!

Восп. Часто пожары возникают по вине школьников. Очень большую опасность представляют собой костры, которые разводят ребята вблизи строений или строительных площадок, в лесу или парке. Увлёкшись игрой, дети забывают потушить костёр, и тогда раздуваемые ветром искры разлетаются на большие расстояния. Всем надо помнить, что в городе не разрешено разжигать костры или сжигать мусор. Нередко дети играют на чердаках или в подвалах жилых домов. Не задумываясь о последствиях, зажигают свечи, разводят костры, пользуются спичками.

Восп. Очень хорошо, что многие из вас помогают своим родителям в домашних делах, умеют приготовить обед или погладить бельё. И здесь тоже надо помнить о пожарной безопасности. Грозит пожаром оставленный без присмотра утюг, плитка, газовая плита. Уходя из дома, никогда не забывайте выключать их и другие электрические приборы. Очень опасна шалость с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, такими, как бензин, ацетон, лак. Подобное грозит взрывами, а значит, тяжёлыми ожогами и увечьями.

(входит «Огонь»)

— Я — огонь! Я друг ребят,
Но когда со — мной шалят,
Становлюсь тогда врагом
И сжигаю всё кругом!

Восп. Огонь силён – он может сжечь деревню,
Он беспощаден, зол, напорист, груб,
И сгубит он столетние деревья
Быстрее, чем умелый лесоруб.

Восп. Знайте, в гневе он сердит,
Ничего не пощадит.
Уничтожить может школу,
Поле хлебное, твой дом
И у дома всё кругом!
А взметнувшись до небес,
Перекинется на лес
Гибнут в пламени пожара
Даже люди иногда
Это помните всегда!

Танец (танец огня)

Восп. Есть отважные люди, которые помогают справиться с огнём, спасают людей, животных, дома. Это – пожарные, а в старину их называли огнеборцами. 17 апреля 1918 года был подписан Декрет «О государственных мерах борьбы с огнём». Этот день и стал днём образования пожарной охраны. От конных повозок с ручными пожарными насосами до мощных современных средств тушения пожаров – таков путь развития пожарной охраны. Сегодня эта специальная служба одна из самых мобильных.

Восп. Опасна и трудна работа людей, избравших для себя профессию пожарного. Ведь от их действий зависит жизнь людей. Бывает много случаев, когда сами пожарные гибнут в огне, а других людей спасают. Пожарные были героями во все времена. Их всегда отличает любовь к своей профессии, отвага, самоотверженность, готовность прийти на помощь.

Пожарное дело – для крепких парней.
Пожарное дело – спасенье людей.
Пожарное дело – отвага и честь.
Пожарное дело – так было, так есть.

Стихотворение ( Буров Саша)

— Не хочу быть новым русским, не хочу кабриолет.
Смелым буду я пожарным – в городе не будет бед!
Будут люди улыбаться и спасибо говорить,
А пожары и тревоги стороною обходить.
Труд пожарного нелёгок, он опасен и суров
Если хочешь стать пожарным, ко всему ты будь готов!
Спит будильник среди ночи, ты летишь по мостовой,

Ты летишь по мостовой.
Чей – то домик полыхает,
Сизый дым стоит стеной.
В тишине сирена воет,

Затихая под дождём,
Неизвестные герои смело борются с огнём.
Дым исчез, пожар потушен,
Новый вызов впереди.
Люди спят, пожарный тушит.
Так бегут за днями дни.

Люди, будьте осторожны!
Берегите свой очаг!
Я хочу, чтоб в доме вашем
Не гостили боль и мрак.

После школы непременно
Я в пожарные пойду!
Буду сильным, ловким, смелым –
В  жизни я не пропаду!

 Частушки.

— (вместе) Мы частушки пропоём,
Правила расскажем,
Как вести себя с огнём,
Всем сейчас покажем.

— То, что спички не игрушка,
Знает каждый, знают все.
Не берите спички, дети,
А то быть большой беде.

— Когда из дома ты выходишь,
Не забудь проверить вновь.
Все ли выключил приборы,
Не возникнет ли огонь

— Ленту гладила Анюта
И увидела подруг,
Отвлеклась на три минуты,
И забыла про утюг.

— Были в доме мы одни,
Жгли бенгальские огни,
А потом из нас с тобою
Вышло к празднику жаркое.

— Разводить костёр у дома
Строго запрещается,
Так как страшный тот огонь
Легко распространяется.

— Если вдруг увидишь дым,
Что – то загорается,
Позвони по «101»,
Сразу всё уладится.

— (вместе) Всем напомнить здесь уместно,
Что с огнём шутить нельзя,
Выполняйте повсеместно
Эти правила, друзья!

Восп. А сейчас наших участников ждут конкурсные задания.

Представляем вам команду «Уголёк», капитан – Саша.

                                       команду «Огонёк», капитан –  Паша.

У каждой команды есть табло с язычками пламени. За правильно выполненное задание команда получает право убрать с табло один язычок. Команда, у которой их будет меньше, станет победительницей.

  1. Разминка. Назовите автора и произведение, из которого взяты строки.
  2. Море пламенем горит,

Выбежал из моря кит.

« Эй, пожарные, бегите! Помогите! Помогите!»

(Корней Чуковский «Путаница»)

  1. И вдруг заголосили:

«Пожар! Горим! Горим!»

С треском, щёлканьем и громом

Встал огонь над новым домом.

Озирается кругом, машет красным рукавом.

                                                                 (Самуил Маршак «Кошкин дом»)

 

II.Викторина (поочерёдно командам)

  1. Назовите номер телефона для сообщения о пожаре. (101)
  2. Как называют людей, которые тушат пожар?(пожарные)
  3. Назовите средство пожаротушения, которым можно воспользоваться?  (огнетушитель)
  4. От чего при пожаре чаще всего страдают люди? (от огня и дыма)
  5. Почему номер пожарной охраны «101»? (простой, легко запомнить, можно набрать даже в темноте)
  6. Для чего пожарные машины оборудованы сиреной и мигалкой? (выезжая на вызов, имеют преимущество проезда и могут ехать на красный сигнал светофора)
  7. Что необходимо сделать, чтобы не допустить пожара, когда уходишь из дома, квартиры? (отключить свет, отключить электроприборы, спрятать спички от маленьких детей, не оставлять их без присмотра)
  8. Можно ли бить стёкла окон во время пожара? (нет, так как поступающий воздух усиливает горение)
  9. Назовите самые распространённые причины пожаров.(детские шалости с огнём, не тушение костра, замыкание в электросети, курение в постели, оставленные включенные электроприборы, утечка газа, неосторожность в обращении с фейерверками, брошенные в траву, мусорницу спички, сигареты)
  10. Что нужно сделать, если вы видите, что начинается пожар? (немедленно вызвать пожарную охрану по телефону «101»;  быстро и чётно назвать, где и что горит, точный адрес, фамилию;  выключить электричество, перекрыть газ; покинуть опасную зону, предупредить соседей; если нет телефона, стучать в двери, стены, по трубам, громко кричать, чтобы все услышали сигнал тревоги)
  •  Игра на внимание «Это я, это я, это — все мои друзья!»

Восп. Я буду задавать вопросы поочерёдно команде, а вы будете хором отвечать «Это я, это я, это – все мои друзья!» — если согласны, или молчите, если не согласны.

  1. Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?

(Это я, это я, это — все мои друзья!)

  1. Кто из вас, заметив дым, говорит: «Пожар!Горим!»

(Это я, это я, это – все мои друзья!)

  1. Кто из вас шалит с огнём, утром, вечером и днём?

(Молчание)

  1. На привале кто в лесу жёг засохшую сосну? А потом так поспешил, что костёр не затушил?

(Молчание)

  1. Кто от маленькой сестрички прячет, дети, дома спички?

(Это я, это я, это – все мои друзья!)

  1. Кто украдкой в уголке жёг свечу на чердаке? Загорелся старый стол, еле сам живой ушёл!

(Молчание)

  1. Кто костров не разжигает и другим не разрешает?

(Это я, это я, это – все мои друзья!)

  1. Кто, почуя газ в квартире, позвонит по «04»?

(Это я, это я, это – все мои друзья!)

 

Игра «Самый быстрый»

Восп. Пожарные должны уметь быстро собраться и выехать в заданный район, поскольку важна каждая секунда. Посмотрим, умеете ли вы быстро собираться.(игроки снимают обувь, её перемешать; по сигналу все ищут свою пару, строятся по командам)

 

Игра «Да и нет» ( для зрителей)

Восп. Все внимательно играйте, думайте и отвечайте.
Дайте правильный ответ и скажите «Да» иль «Нет»

1.Всем ребятам нужно знать –
Нельзя спички в руки брать.
Все ли дети это знают? (Да)
А со спичками играют? (Нет)

2.На плите кипит варенье.
Нужно ли без разрешенья
Детям к газу подбегать,
Чтоб варенье помешать? (Нет)

3.Жжёт листву наш мальчик Тихон,
У костра он скачет лихо.
Ну, ребята, жду ответ,
Хорошо ли это? (Нет)

4.Под столом играет Света,
Зажигает она свечи.
Дети, дайте мне ответ,
Хорошо ли это? (Нет)

5.Саша свечками играет,
Мама это запрещает.
Дети, дайте мне ответ,
Прав наш Саша, или нет? (Нет)

6.Непослушный друг наш Вова
Спичками играет снова
Нужно детям отвечать:
Маму можно огорчать? (Нет)

7.Спичка вот, горит огонь,
Ты смотри, огонь не тронь!
Дайте, дети, мне ответ,
Будет больно или нет?

  

Конкурс «Осторожно: огонь!»

(2 ведра, 2 препятствия, 2 обруча, 2 условных домика)

 По команде игроки команд поочерёдно бегут с ведром «воды», перепрыгивают через препятствие, пролезают в «окно» (обруч), тушат «дом». Побеждает команда, которая быстрее справится с заданием.

  • Загадки (поочерёдно командам)
  •  Конкурс «01 спешит на помощь» (кегли, 2 обруча)

 Игроки команд стоят в обручах. Капитаны по сигналу бегут «змейкой» между кеглей к обручам («очагам пожара»), берут за руку одного игрока, возвращаются между кеглей. Задача капитанов: вывести поочерёдно всех игроков команды в «безопасное место».

 

Конкурс «Одень брата и сестру»

Восп. Вы знаете, что при пожаре нельзя прятаться, а нужно быстро одеться и покинуть помещение. Если вы видите, что кто- то из малышей спрятался, то нужно быстро его одеть и вывести на улицу в безопасное место. Сейчас мы посмотрим, как вы справитесь с этим.

(капитаны выбирают карточки: мальчик, девочка)

Одна команда одевает девочку, вторая – мальчика. Вещи лежат в одной стопе. Кто быстро и правильно оденет – тот победит.

 Восп. Команды справились со всеми заданиями.

Было трудно, тяжело,
Но умение и ловкость
Нас от бедствия спасло.

(посчитать язычки пламени, определить победителя)

(вручить медальки)

Мы надеемся, что наше мероприятие поможет вам лучше усвоить правила пожарной безопасности, что вы всегда будете их соблюдать и бережно относиться к своему здоровью, и к здоровью и жизни окружающих вас людей. А сейчас давайте ещё раз повторим эти важные и нужные правила.

Правила пожарные без запинки знайте,
Правила пожарные строго соблюдайте!

Для забавы, для игры спичек в руки не бери,
Не шути, дружок, с огнём, чтоб не пожалеть потом!

Без присмотра оставлена печь,-
Один уголёк целый дом может сжечь!

Возле дома и сарая разжигать огонь не смей!
Может быть беда большая для построек и людей!

Чтоб он не стал твоим врагом,
Будь осторожен с утюгом!

Не суши бельё над газом –
Всё сгорит единым разом!

Быть нельзя огню вблизи, там, где краска, лак, бензин.
Ведь о них нам не напрасно говорят: «Огнеопасно!»

С точки зрения пожарной, он опасен чересчур,
Если сделан из бумаги, самодельный абажур!

Костёр вы бросили в лесу –
И вот несчастье на носу.

Ты о пожаре услыхал –
Скорей об этом дай сигнал!

Не играй, дружок, со спичкой,
Помни ты – она мала,
Но от спички – невелички, может дом сгореть  дотла!

Восп. Будьте с огнём осторожными дети,

Твёрдо запомните правила эти!

Пусть помнит каждый гражданин

Пожарный номер…

Все: 01

 Все: Чтобы в ваш дом не пришла беда,

Будьте с огнём осторожны всегда!

                                                           Логинова Марина Николаевна, воспитатель
                                                             Богданова Вера Васильевна, воспитатель
           ГБС(К)ОУ РМ «Краснослободская коррекционная
школа – интернат VIII вида»