Классный час Ты и твои друзья


Классный час

ТЫ И ТВОИ ДРУЗЬЯ

И. В. Персидская

Ц е л ь: на доступных детскому восприятию примерах раскрыть сущность нравственных отношений между людьми.

Подготовительная работа: дети оформляют выставку «Кто я через 20 лет?». Ученики садятся полукругом, лицом к выставке рисунков и поочередно комментируют, кем они представляют себя в будущем и почему именно таким.

 

Ход классного часа

  1. Чтение и анализ стихотворения.

У ч и т е л ь. Послушайте, что иногда происходит в сказках. Читает ученик.

БУКВА Я

Всем известно:
Буква Я
В азбуке
Последняя.
А известно ли кому,
Отчего и почему?
Неизвестно?
Интересно! —
Ну так слушайте рассказ.
Жили в азбуке у нас
Буквы.
Жили, не тужили,
Потому что все дружили.
Где никто не ссорится,
Там и дело спорится.
Только раз
Все дело
Стало
Из-за страшного скандала:
Буква Л
В строку не встала,.
Взбунтовалась
Буква Я!
-Я,-
Сказала буква Я, —
Главная — заглавная!
Я хочу,
Чтобы повсюду
Впереди
Стояла
Я!
Не хочу стоять в ряду.
Быть желаю
На виду!
Говорят ей:
— Встань на место!
Отвечает: — Не пойду!
Я ведь вам не просто буква,
Я — местоимение.
Вы
В сравнении со мной –
Недоразумение –
Не более, не менее!
Тут вся азбука пришла
В страшное волнение,
От обиды покраснев. –
Срам! -сердито С  сказало,
В кричит:
— Воображала!
Это всякий так бы мог?
Может, я и сам предлог!
Проворчало У:
-Попробуй,
Потолкуй с такой
Особой!
-Нужен к ней
Подход особый, —
Вдруг промямлил
Мягкий Знак.
А сердитый
Твердый Знак
Молча показал кулак.

Б. Заходер

 

 В о п р о с ы для анализа стихотворения:

— Почему буква Я стала скандалить?

— Как на это отреагировали другие буквы?

— А люди попадают в такие ситуации?

— Как мы называем людей, которые ведут себя, подобно букве Я!

А вы хотели бы походить на эту букву?

 

  1. Знакомство с понятием «хороший друг».

Учитель. У русского народа есть чудесная мудрость: «Себялюб никому не люб».

— Как вы понимаете эти слова?

Такого человека мы еще называем — эгоист. Такому человеку тяжело приходится в жизни. Он сосредоточен только на себе, любая в жизни невзгода воспринимается как гибель всего мира, так как утешения и поддержки ему найти не у кого — у него нет друзей.

Черствое сердце от людей не утаишь. Добрый же человек всегда окружен людьми и искренними чувствами. Поэтому необходимо учиться быть добрыми.

— Как вы думаете, что означает «быть хорошим другом»?

— Как вы понимаете поговорку «Не имей 100 рублей, а имей сто друзей»?

 

Читает  ученик.

ХОРОШИЕ ТОВАРИЩИ

Мальчик Миша мается —
Миша заикается.
Как другие — чисто, ясно —
Он не может говорить.
И просить его напрасно
То, что скажут, повторить.
Нелегко ему даются
все слова на букву К,
Но ребята не смеются —
Дружба классная крепка.
Ты, Мишутка, не теряйся,
Ты с других пример бери!
Молча с духом собирайся
И смелее говори!
Миша выговорит слово,
А другого не видать…
Но товарищи готовы,
Если нужно, подождать.

С. Михалков

 

В о п р о с ы для анализа стихотворения:

— Почему Мише трудно говорить? Как он себя чувствует в обществе?

— Как к этому относятся одноклассники?

— Как правильно в такой ситуации поступить?

— У местно ли в такой ситуации жалеть мальчика?

Рассказ читает учитель.

Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе они маленькие, розовощекие, светловолосые, очень походили друг на друга. Даже обеих мамы одевали почти в одинаковые платья, обе учились только на пятерки.

— Мы во всем, во всем одинаковые, — с гордостью говорили девочки.

Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:

— Я получила по математике «5», а Вера только тройку. Мы стали уже не одинаковые.

Мама внимательно посмотрела! на дочку, Потом сказала грустно:

— Да, ты стала хуже,..

— Я? — удивилась Соня, — Но- ведь тройку получила не я!

— Тройку получила Вера, но она получила ее потому, что на днях болела… А ты обрадовалась –и это значительно хуже.

Н. Чабаевский

В о п р о с ы для анализа рассказа:

— За что мама осудила Соню?

— Какой смысл заключается в последней фразе мамы: «А ты обрадовалась — и это значительно хуже»?

— Что бы вы сказали Соне?

Чтение сказки.

ЛИСИЦА И ЖУРАВЛЬ

Лисица позвала Журавля на обед и подала похлебку на тарелке. Журавль ничего не мог взять своим длинным носом, и Лисица сама поела.

На другой день Журавль к себе позвал Лисицу и подал обед в кувшине с узким горлышком. Лисица не могла продеть морду в кувшин, а Журавль всунул свою долгую шею и все выпил один. Так у них и дружба кончилась.

В о п р о с ы для анализа сказки:

— Можно ли Лису с Журавлем назвать друзьями?

— А среди людей есть такие отношения?

 

  1. Обобщение.

— Почему русский народ сложил мудрость: «Нет друга — ищи, а нашел — береги». (Ответы детей.)

Учитель. В ваших ответах были слова (на табличках):

  • вежливость
  • приветливость
  • грубость
  • помощь
  • жадность
  • внимание
  • сочувствие

 — Распределите слова на две группы, прокомментируйте свой выбор.

— Сделайте вывод для всех, в каком случае в обществе с вами будут считаться.

— Как нужно жить, чтобы иметь настоящих друзей и не терять их поддержку и внимание? (Ответы детей.)

Дидактический материал

 

ТРИТОВАРИЩА

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.

— Почему ты не ешь? — спросил его Коля.

— Завтрак потерял…

— Плохо, — сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. — До обеда далеко еще!

— А где ты его потерял? — спросил Миша.

— Не знаю… — тихо сказал Витя и отвернулся.

— Ты, наверно, в кармане нес, а надо в сумку класть, — сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошел к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:

— Бери, ешь!

В. Осеева