Классный час: «ЦЕНА ЛОМТИКА»

 

Цели: расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде хлебороба; воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу.

Оборудование: плакаты с цитатами о хлебе, рисунки детей или иллюстрации; разные виды хлеба (по возможности): булочки, белый хлеб, ржаные изделия, пряники и т. д.

Ход классного часа

С целью подготовки детей к восприятию материала целесообразно начать классный час с чтения стихотворений или предложить детям отгадать  загадки..

  1. Вступительная часть.

— Отгадайте :

Широко, а не море,
Золото, а не деньги,
Сегодня на земле,
А завтра — на столе. (Хлеб.)

Слово учителя. Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришел сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок, Чтобы зерна было удобно есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать зёрна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал нёзнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костер в пещере научил печь хлеб.

Впервые слово «хлеб» появилось в Древней Греции. Там применяли для выпечки горшки спёциальной формы — «клибанос». Оно созвучно с нашим словом «хлеб».

Хлебу нет цены. Его стоимость копейками не измерить.

Дети читают поочерёдно стихотворения о хлебе.

В нем — здоровье, наша сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зерна
Хлебом — тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.

Вот об этом-то как раз
Начинается рассказ.
Подымались трактористы,
Умывались чисто-чисто.

В степь весеннюю с утра
Выводили трактора.
Продолжается рассказ,
Урожай поспел у нас.

Выплывают на просторы,
Ветер песню им поет,
Капитаны-комбайнеры
Смотрят с мостиков вперед.

Как из колоса тугого
Выбивается зерно,
Как пожалуйста — готово,
В ящик сыплется оно.

Вот на мельнице пшеница,
Здесь такое с ней творится!
В оборот ее берут,
В порошок ее сотрут!
На большом хлебозаводе
Станешь тестом ты, мука.
Тесту тесно, мало места,
«Ох, пустите», — шепчет тесто.
Ладно, пустим,
В печь давай-
Нарядился каравай.
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил.

 

  1. Рассказ учителя.

Хлеб никогда не доставался людям даром. Ведь еще в раю как напутствие согрешившему Адаму было сказано: «Будете добывать хлеб в поте лица своего». На Руси к хлебу всегда относились с благоговением, даже сохранился обычай почетных гостей встречать хлебом-солью. Посмотрите на стол. Вы видите разные сорта хлеба:

Почему один хлеб черный, другой — белый? (Пшеничная и ржаная мука)

:Из чего готовят отрубной хлеб?

Мельничные жернова перетирают зерно на муку, мука просеивается сквозь сито, остаются отходы — оболочка зерна. Это — отруби, прекрасное лечебное средство. Отруби добавляют в некоторые сорта хлебобулочных изделий, кормят животных.

Во время Великой Отечественной войны можно было встретит4> лозунг: «Мир народам, хлеб — голодным». Паек в блокадном Ленинграде был таков: служащему — 125 г хлеба, рабочему — 200 г (показать кусочек в 125 г) и еще 3 макаронины, длиною в тетрадь, серые, глинистые, но желанные для каждого человека. Ведь нужно было работать.

Читает ученик.

ВОЕННЫЙ ХЛЕБ

Я помню хлеб, военный, горький,
Он весь почти из лебеды.
В нем в каждой крошке,
В каждой корке
Был горький вкус людской беды.
На той беде замешан круто
Нелегкий хлеб нелегких дней,
Но как сладка была минута,
Когда кусок в руке моей
Посыпан бмй’1йШгдПсой соли,
Приправлен маминой слезой.
Я есть хотёл, а мама с болью
Взгляд отводила стороной.
Как горе было гостем частым
(Им были детства дни полны),
Особо помню я, что счастью
Был равен горький хлеб войны.

А. Морозов

— А сколько нужно хлеба для вашей семьи?

— Если хлеб остался, что с ним можно сделать? (Сбрызнуть буханку с боков водой и поставить в духовку на 5 мин или над кипящей кастрюлькой с водой. Посушить сухарики, сделать гренки.)

  1. Викторина «Мозговой штурм».

Вопросы викторины:

1) В чем разница между озимой и яровой пшеницей? (Яровую сеют весной, озимую — осенью, в зиму.)

2) Куда зерно везут после уборки? (На элеватор — хранилище для зерна.)

3) Где зерно превращают в муку? (На мельнице,)

4) Что такое квашня? (Деревянная кадка для теста, или дрожжевое тесто.)

5) Как называют еще дрожжевое, забродившее тесто? (Опара.)

 

  1. Рассказ учителя (продолжение).

— Какие вы знаете правила пользования хлебом? (Ответы детей.)

У ч и т е л ь. чтобы вкусный каравай каждый день был у нас на столе, мы должны определить для себя четкие п р а в и л а:

  • Бери хлеба столько, сколько съешь.
  • Учись готовить из черствого хлеба различные блюда.

— Знаете ли вы, что из одного зернышка получается около 20 мл муки? Это значит, что для выпечки одного батона требуется мука от помола 10 тыс. зерен.

 

  1. Работа с пословицами.

Учитель. Вспомним народную мудрость о хлебе — пословицы. (Ответы детей.)

3 а д а н и е: доскажите вторую часть пословицы.

  • Не шуба греет, а … (хлеб).
  • В дороге хлеб не….(помеха).
  • Не будет хлеба,…, (т будет и обеда).
  • Без соли не вкусно, а без хлеба … (несытно).
  • У кого хлебушко, у того и … (счастье):
  • Хлеб всему … (голова),
  • Без печки холодно — без хлеба … (голодно).
  1. Заключительная часть.

Слово учителя. И всегда будем помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубины веков, рожденное народным опытом: «Да отсохнет рука, бросившая под ноги хотя бы крошку хлеба!»

Продержимся русской традиции гостеприимства.

На рушнике на блюде выносят сухарики, угощают всех’

 

Дидактический материал

О ХЛЕБЕ

Зерна наших дней, светитесь
Позолотою резной.
Говорим мы: «Берегите,
Берегите хлеб родной!»
Не мечтаем мы о чуде,
К нам полей живая речь:
«Берегите хлеб вы, люди,
Научитесь хлеб беречь»

Н. Тихонов

 

РУКИ ЧЕЛОВЕКА

Склонила тяжелую голову рожь:
«Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!
Спасибо земле,
Что была моим домом,
И сильным рукам,
Моим старым знакомым.
Я помню, как руки трудились упорно,
Чтоб в землю посеять янтарные зерна,
А нынче они урожай уберут,
Спасибо вам, руки,
За добрый ваш труд!
Я долгую зиму в земле пролежала,
Ютилась под снегом,
От стужи дрожала,
Но солнце меня отогрело давно,
И я принесла золотое зерно!
Кто хочет, отведайте хлеба ржаного,
И если меня вы посеете снова,
Я снова под снегом дорогу найду,
И колосом стану,
И к людям приду».

 

Я. Дегутите

КАК ХЛЕБ НА СТОЛ ПРИХОДИТ

Есть пословица в народе –
«Хлеб — на стол,
и стол расцвел».
Ну а все же как приходит
Этот хлеб к тебе на стол?

Он рождается в бороздках.
Посмотри-ка на поля,
Ведь земля-земля не просто,
А кормилица-земля!
Зеленеют дружно всходы.
Присмотрись: увидишь тут
Самый главный труд народа,
Самый нужный в мире труд.

Хлеб созрел.
В полях моторы
Песню жатвы завели.
В степь выводят хлеборобы
Полевые корабли.

Из машин рекой струится
На совхозное гумно
Наше золото — пшеница,
Золотистое зерно.

Стал ветряк уже не годен –
Староват и маловат.
Заменил его сегодня
Мукомольный комбинат.

По цехам пройдешь — порядок:
Закрома полны муки,
Зерна мелют автоматы –
Очень умные станки.

Автомат замесит тесто,
Автомат развесит тесто,
Автомат нарежет тесто
И отправит тесто в печь.

Есть пословица в народе:
«Хлеб — на стол,
и стол расцвел».

Хлеб нелегкий путь проходит,
Чтоб попасть к тебе на стол.
И в любом кусочке хлеба
Ты почувствуешь всегда
Теплоту родного неба,
Привкус доброго труда.