Классный час Терпенье и труд всё перетрут


Классный час

ТЕРПЕНЬЕ И ТРУД ВСЕ ПЕРЕТРУТ

 

Цель: ознакомить с русскими народными пословицами, литературными произведениями, раскрывающими понятие «труд» и дающими представление о том, что всё в жизни достигается трудом.

Ход классного часа

  1. Чтение стихотворения.

Читает  учителъ.

Единое счастье – работа,
В полях, за станком, за столом!
Работа до жаркого пота,
Работа без лишнего счёта –
Часы за упорным трудом.
Посеянный хлеб разойдется
По миру; с гудящих станков
Поток животворный дольется
Во глуби бессчётных умов.
Работай! Незримо, чудесно
Работа, как сев, прорастёт.
Что станет с плодами, – безвестно,
Но благостно влагой небесной
Труд всякий падёт на народ.
Великая радость – работа,
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,
Работай без лишнего счёта –
Все счастье земли – за трудом.

В. Брюсов

 

  1. Знакомство с пословицами о труде, их анализ.

У ч и т е л ь. Вся жизнь человека наполнена трудом. На свете все добывается трудом. Даже маленькую рыбку из пруда не вытащишь без труда.

Русские народные пословицы во главу всегда ставят труд.

* Послушайте пословицы:

* Будешь трудиться, будешь кормиться.

* Все надоедает, кроме работы.

* Дело мастера боится.

* Каков мастер, такова и работа.

* Труд кормит, а лень портит.

* Глаза страшатся, а руки делают.

* Скучен день до вечера, коли делать нечего.

* Без труда человек не познает счастья.

* Труд – радость жизни.

* Объясните смысл каждой пословицы.

Вывод. Какой вы человек, в обществе судят по результатам труда, по отношению к труду.

 

  1. Чтение и анализ текстов из литературных произведений.

У ч и т е л ь. Послушайте притчу.

При постройке Шартрского собора во Франции трем разным рабочим задали один вопрос: Что ты здесь делаешь? Один процедил: «Камни таскаю, будь они не ладны!» Второй ответил: «Деньги зарабатываю для семьи». А третий ответил: «Я строю Шартрский собор».

– Проанализируйте работу каждого строителя.

К сожалению, сегодня навсегда из нашего лексикона исчезли слова «труд», «рабочий». А с экранов телевизоров к вам взывают: «Выиграй миллион», «О, счастливчик», «Слабое звено» и т. д. То есть преподносят, что в жизни все богатства лежат на блюде с голубой каемочкой, стоит лишь протянуть руку или заявить о желании. Увы, это не имеет ничего общего с настоящей жизнью.

 

Учитель читает текст.

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько накидала, что вода стала выше и можно было пить.

Л. Н. Толстой

Благодаря чему птице удалось исполнить желание?

– Для чего вы учитесь в школе?

Учитель читает стихотворение.

БУКВАРИНСК

Есть на речке на Чернильной
Город маленький, непыльный.
С незапамятных времен
«Букваринск» зовется он.
В этом городе живет
Удивительный народ,
Хлебосольный, незлобливый,
Дружный и трудолюбивый:
А-аптекарь,
Б-бочар,
В-валяльщик,
Г-гончар,
Д – дробильщик здоровенный,
Е – ефрейтор, он военный,
Ж – жестянщик-простачок,
3 – закройщик-старичок,
И – историк бородатый,
К – красилыцик франтоватый,
Л-лудильщик,
М-маляр,
Н-носильщик,
О – овчар,
П-писатель,
Р-радист,
С – сапожник,
Т-турист,
У – бесстрашный укротитель,
Ф – чудак-фотолюбитель,
X – художник-баталист,
Ц – известный цимбалист,
Ч’- чудесный часовщик,
Ш – шофер, большой шутник,
Щ – щенок его, Букетик,
Э – электрик-энергетик,
Ю – юрист, а дальше
Я – это я, мои друзья.

И. Токмакова

 

 В о п р о с ы :

– О ком пишет поэтесса в стихотворении?

– А кем вы станете, когда вырастите?

– Что для этого необходимо прёдпринять?

– А если, скажем, не дается в школе математика. Как быть?