Классный час Правда и ложь


Классный час: “ПРАВДА И ЛОЖЬ”

 

Цель:   формировать  нравственные  качества  –  честность, справедливость.

Ход классного часа

  1. Обсуждение понятий «правда», «ложь».

На доске: дётские рисунки «Правда и ложь», запись пословиц:

– Правда в огне не горш- и в воде не тонет.

– Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

У ч и т е л ь.

  • Как вы понимаете слово «ложь»? (Намеренное искажение истины.)
  • Какие близкие по значению слова можно подобрать? (Неправда, обман.)
  • Когда человек прибегает ко лжи? Зачем?
  • На Земле с давних пор любовь и ненависть, добро и зло, правда и ложь ходят рядом. Очень трудно порой говорить правду, но если человек хотя бы раз солгал, ему потом от этого избавиться сложно.

 

  1. Анализ детских рисунков.

 

  1. Чтение и анализ басни Л. Н. Толстого.

ЛГУН (басня)

Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал звать:

– Помогите, волк! Волк!

Мужики прибежали и видят: неправда. Так сделал он и два, и три раза, случилось – и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать:

– Сюда, сюда скорее, волк!

Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, – не послушали его.

Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.

Л. Н. Толстой

Почему не прибежали на помощь люди?

– А вы попадали в подобные ситуации?

– Как вы поступаете, если:

– получили двойку;

– потеряли сменную обувь;

– опоздали на урок;

– гуляли, не успели до прихода мамы убрать в комнате?

 

  1. Обсуждение, анализ пословиц.

Учитель. Но у русского народа есть еще одна мудрость: «Ложь во спасение». Как жё объяснить такую фразу? Когда человек может прибегнуть к такому?

– Вспомнив, как в сказках называется ложь и какое наказание следует, если говорить неправду. (К. Коллоди «Приключение  Пиноккио» – растет нос; Н. Носов «Приключение Незнайки,.,» -мальчики превращались в ослов.)

А как люди в обществе относятся к лгунам? (Ответы детей,)

 

  1. Анализ рассказа Л. Н. Толстого.

 

ПРАВДА ВСЕГО ДОРОЖЕ

Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видел. Отец пришел и спросил:

– Кто разбил?

Мальчик затрясся от страха и сказал:

-Я.

Отец сказал:

– Спасибо, что правду сказал.

Л. Н. Толстой, Рассказы из «Азбуки»

Почему отец сказал такие слова?

– Как бы вы поступили на месте мальчика?

– Какому человеку легче жить на свете: правдивому или лживому?

– Когда трудно говорить правду?

– Какими близкими по значению словами можно заменить слово «правда»? (Истина, честность)

Можно ли заменить словом «фантазия»? Почему?

На свете так бывает,
Порой не разберешь:
С тобою правда рядом
Иль вкрадчивая ложь.

Как в этом разобраться?
Как научиться жить,
Чтоб только с правдой рядом,
А с ложью не дружить?

Бывает ложь красива,
А правда так горька,
Но человекучестному
Та горечь не страшна!

Давайте мы, ребята,
На свете честно жить,
Не будем лгать, а только
 Правду говорить!

Дидактический материал

ЭХ!

– Эх, – вздыхали рыбаки,
-Это разве судаки?
Раньше вытащишь, бывало,
Хвост, бывало, в полруки.

– Эх, – вздыхали судаки,
-Раньше были червяки…
Червяком одним, бывало,
Наедалось полреки.

– Эх, – вздыхали червяки,
-Раньше врали рыбаки!..
Мы послушать их, бывало,
Сами лезли на крючки!