Классный час Добрые дела


Классный час

ДОБРЫЕ ДЕЛА

И. В. Персидская

Цель:  научить детей выделять нравственную сторону жизненных явлений и поступков.

 

Ход классного часа

  1. 1. Вступление.

Слово   учителя. Вспомним великолепное стихотворение В. В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Человек так устроен, что умеет анализировать, отделять плохое от хорошего. Главное умение — научиться слушать себя и не давать волю злым чувствам, учиться их подавлять. Воспитывать твердый характер очень важно.

Научиться быть добрым чрезвычайно сложно но необходимо. Добро и зло всегда идут рядом, так же как любовь и ненависть. До-рога к добру нелегка. Поэтому важно осознавать свои действия и их результаты. Уметь быть благодарным людям, делающим вам добро. Не даром гласит русская пословица: «Доброе дело два века живет».

 

  1. Анализ ситуаций.

Ситуации:

1) Ученик, возвращаясь из школы, увидел на перекрестке старика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону улицы. Только старик собрался поблагодарить его, как мальчика возле него не оказалось.

2) Когда старушка-соседка попросила мальчика сходить в магазин и купить ей хлеба, он согласился, но заявил, что за это она должна его чем-то отблагодарить.

— Почему мальчик из первого рассказа так поступил?

— Кого из героев можно охарактеризовать как бескорыстного? Почему? .

— Какая пословица подходит к данному рассказу? (От добра добра не ищут. Скромность украшает героя.)

Сформулируйте главную мысль рассказа. (Всякая помощь хороша вовремя.)

Учитель. В заключение анализа этих рассказов хочется вспомнить народную мудрость: «Самое подлое дело, имея возможность, не хотеть сделать добро тому, кто в нем нуждается».

 

  1. Инсценировка рассказа или иллюстрации.

 ПЛОХО

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет.

В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

-Как вам не стыдно!

— А что — стыдно? Мы ничего не дёлали! — удивились мальчики.

— Вот это и плохо, — гневно ответила женщина.

В. Осеева

— Что показалось вам в рассказе самым главным?

— Предложите свой заголовок к рассказу.

— На какие размышления наводит этот рассказ?

У ч и т е л ь. Доброта, добрые поступки, взаимопомощь, милосердие, внимание друг к другу, толерантность в нашем обществе живут по. сей день. Часто по радио и телевидению звучат имена людей, которые не имеют возможности перечислить средства на благотворительные цели, но готовы поделиться последним, таких людей становится всё больше. Кто-то купит пушистую сосенку и отнесет в подарок детям детского дома, кто-то от души принесет баночки варенья жителям дома престарелых. Знаменитые музыканты проводят благотворительные концерты.

— Вспомните и приведите примеры из личной жизни о взаимопомощи, о добрых делах.

— Какую оценку вы можете дать себе?

 

  1. Анализ качеств человека.

На д о е к е таблички со словами:

тактичность, вежливость, пунктуальность, услужливость, скромность, бестактность, обидчивость, тщеславие, честолюбие.

Что означает каждое слово?

— Представьте весы с двумя чашами. Распределите эти качества: на одну чашу поместите положительные качества, на другую -отрицательные (распрёделите по столбикам).

Какой же вывод из этого вы сделали? (Ответы детей.)

 

  1. Обобщение.

Слово учителя. Чтобы делать добро, надо, прежде всего, им обладать. У каждого человека свой путь к доброте. Она нам не дается с рождения, не передается по наследству. Необходимо стараться упорно, День за днем, воспитывать в себе ее — Доброту.

Добрые люди, ничто нас не остудит,
И не захлопнуть распахнутых дверей!
Добрыми будем, и мир добрее будет,
Добрыми будем, и будет жизнь добрей.

Р. Казакова

 

Дидактический материал

КАК МАША СТАЛА БОЛЬШОЙ

Маленькая Маша очень хотела вырасти. Очень. А как это сделать, она не знала. Все перепробовала. И в маминых туфлях ходила. И в бабушкином капоте сидела. И прическу, как у тети Кати, делала. И бусы примеряла. И часы на руку надевала.

Ничего не получалось. Только смеялись над ней да подшучивали.

Один раз как-то Маша вздумала пол подметать. И подмела. Да так хорошо подмела, что даже мама удивилась:

— Машенька! Да неужели ты у нас большая становишься?

А когда Маша чисто-чисто вымыла посуду да сухо — насухо вытерла ее, тогда не только мама, но и отец удивился. Удивился и при всех за столом сказал:

— Мы и не заметили, как Марья выросла. Не только пол метет, но и посуду моет.

Теперь все маленькую Машу называли большой. И она себя взрослой чувствует, хотя и ходит в своих крошечных туфельках и в коротеньком платьице. Бёз прически. Без бус. Без часов.

Не они, видно, маленьких большими делают.

 

* * *

РАССКАЗ ИЗ «НОВОЙ АЗБУКИ»

Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка».

Старик сказал: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».

Л. Н. Толстой

 

ЧАСТУШКИ

Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка, три струны.
Запевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны.

Тетя Сима попросила
Слазить Витю на чердак.
— Извините, тетя Сима, ,
Я вам вовсе не батрак.

Говорит лентяйке мать:
— Убери свою кровать.
— Я бы, мама, убрала,
Только я еще мала.

А наш Гриша ходит гордо,
В ход пускает кулаки.
У задиры под глазами
Не проходят синяки.

Витя очень умный парень,
Может все он смастерить,
Только «здравствуй» и «спасибо»
Не умеет говорить.