Классный час

ДА ЗДРАВСТВУЕТ ВЕЖЛИВОСТЬ!

И.В. Персидская

Цели: формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения; составить словарь наиболее часто употребляемых в общении «вежливых» слов.

Ход классного часа

  1. Чтение и анализ стихотворений по теме.

Учитель читает.

Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о мальчике одном:
Его зовут… а впрочем, лучше
Мы здесь его не назовем.

«Спасибо», «здравствуйте», «простите»
Произносить он не привык.
Простого слова «извините»
Не одолел его язык.

Ему бывает часто лень
Сказать при встрече: «Добрый день!»
Казалось бы, простое слово,
А он стесняется, молчит.
И в лучшём случае «здорово!»
Он вместо «здравствуй!» говорит.

А вместо слова «до свидания!»
Не говорит он ничего
Иль заявляет на прощание: .
«Ну, я пошел… Пока! Всего!»

А. Барто

— Каких слов не знает этот мальчик?

— Как ему помочь?

На плакате нарисовано дерево. Учитель предлагает на листочках написать волшебные слова приветствия, просьбы, разрешения, извинения и приклеить их на ветки этого дерева. Подводится итог, какой ряд знает больше слов.

Читает ученик.

Ежели вы вежливы
И к совести не глухи,
Вы место без протеста
Уступите старухе.

Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.

И ежели вы вежливы,
Поможете вы маме,
И помощь ей предложите
Без просьбы — то есть сами…

И ежели вы вежливы, —
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником.
Пред сильным не робея.

С Я. Маршак

— Какой смысл вы вкладываете в понятие «вежливый человек»?

— Какие «вежливые» слова знаете? Читает ученик.

Что такое «здравствуй»?
Лучшее из слов.
Потому что «здравствуй»
Значит «будь здоров».

Правило запомни,
Знаешь — повтори.
Старшим это слово
Первым говори.

Вечером расстались, .
Встретились с утра,
Значит, слово «здравствуй»
Повторить с утра.

 

  1. Анализ ситуаций.

— Решим вместе задачи. Подумайте, как бы вы поступили в данных ситуациях:

1) Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?»

— Обращаясь к прохожему, мальчик сделал три ошибки. Найдите их.

2) Приходит утром Максим в школу. У дверей его класса стоит учитель. Максим, увидев его, обрадовался, подбежал к нему и начал рассказывать, какую он вчера интересную кинокартину смотрел.

— Какую ошибку допустил Максим?

3) Девочка жалуется возмущенно маме: «Во дворе мальчишка такой невежа, зовет меня: «Ритка». «А как ты его зовешь?» — спросила мама. «Я его вообще никак не зову, — ответила Рита, — я ему просто кричу: «Эй, ты!»

— Права ли Рита?

— Всегда ли человека, который знает все вежливые слова, можно назвать воспитанным?

 

  1. Инсценировка и анализ стихотворения.

ВЕЖЛИВ ЛИ ВИТЯ?

Малыша обидел Витя,
Но пред школою в строю
Витя просит:
«Извините, я ошибку признаю».

На урок пришел учитель,
Положил на стол журнал,
Следом Витя:
«Извините, я немного опоздал».

-Тихомиров!
Покажите нам на карте город Псков.
— Извините, — шепчет Витя, —
Я к уроку не готов!

Мы поспорили е Наташей:
Вежлив Витя или нет?
Разберитесь в нашем споре
И пришлите нам ответ.

— Как вы считаете, вежлив ли Витя? Почему?

— Скажите, с какими словами вы утром встречаете взрослых?

— С какими словами приветствия обращаетесь к товарищам? К соседям?

— Что говорите перед сном родным?

— Почему мы говорим именно эти слова?

Слово учителя. Эти слова выражают пожелание того, чтобы любой день, даже хмурый, дождливый, принес родным и знакомым людям радость в выполнении работы на службе и дома, чтобы в этот день и у мамы, и у папы не было никаких неприятностей; чтобы в семье все было спокойно и радостно. Да и себе говорящий создаст день добрым.

— Каким тоном надо произносить приветствие?

— Когда говорим слова «простите», «извините»?

— Познакомимся с интересным явлением — интонацией. Когда мы говорим, важно не только то, что говорим, но и с какой интонацией.

 

  1. Инсценировки.

А в т о р. Леночка сидела в трамвае. Она все время вертелась и болтала ногами. Ее соседка отодвинулась. Она боялась, что Лена испачкает ее пальто.

Старушка. Девочка, сиди, пожалуйста, спокойно! Так нельзя себя вести.

А в т о р. Заметила старушка, сидевшая напротив.

Л е н а. А что я сделала? Подумаешь! Пожалуйста! Буду сидеть спокойно.

А в т о р. И Лена, надувшись, стала смотреть в окно.

— И девочка, и старушка произнесли одно и то же слово «пожалуйста», но с одинаковым ли выражением лица и тембром голоса было произнесено это слово?

Слово учителя. Лена с недовольным лицом и презрительным тоном произнесла это слово. Она не извиняется за то, что побеспокоила соседку, а ведет себя так, словно делает одолжение взрослым, говоря: «Да, я знаю ваши вежливые слова, но они для меня ничего не значат».

* * *

Учитель. Отправимся с вами в аптеку к доктору Айболиту. На полочках у него волшебные лекарства. Подумайте, от каких недостатков вы хотели бы излечиться. Сказочных богатств у вас нет. Поэтому доктора необходимо убедить дать вам лекарство, используя при этом только лексикон вежливых слов.

У доски стоит доктор Айболит (ученик в белом халате). Рядом импровизированные полочки с лекарствами. На склянках названия: «от жадности», «от скупости», «от безразличия», «от лени», «от грубости», «от невежества» и т. д. Доктор отдает лекарство после убедительной и вежливостью ребенка. Читает ученик.

Настанет, друзья,
Счастливое время,
Настанут чудесные дни.
Ребята приветливы будут со всеми,
Грубить перестанут они.
Пусть  грубость исчезнет навеки
Пускай по рецептам врачей
Появятся в каждой аптеке
Лекарства для грубых детей.

 

Учитель. А сейчас мы посмотрим мексиканскую сказку «Вежливый Кролик». Она поможет ответить на вопрос: Для чего нужно быть вежливым?

А в т о р. Жил-был Кролик, очень скромный и вежливый. Однажды шел он домой и вдруг заметил Лисицу, Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была очень сердита и голодна.

У Кролика дрогнуло сердце. Бежать, но куда? Кролик опрометью бросился к пещере, Он не знал, что там поджидала его другая опасность — в пещере жила Змея.

Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить нельзя.

Кролик. Нужно поздороваться, но с кем? С пещерой, конечно! (Садится на задние лапки и вежливо просит.} Здравствуйте» дорогая Пещера! Разрешите мне, пожалуйста, войти

А в т о р. До чего же обрадовалась Змея, услышав голос Кролика! Она очень любила кроличье мясо.

3 м е я. Входите, пожалуйста.

Автор. Змея желала обмануть Кролика, но он прекрасно понял, с кем имеет дело.

Кролик. Простите, что побеспокоил вас. Я совсем забыл, что меня ждет Крольчиха. До свидания!

А в т о р. И бросился Кролик бежать прочь со всех ног. Прискакал к своему дому и подумал о том, что вежливость никогда еще никому не повредила.

 

  1. Заключительная часть.
  • Кто такой невежа? (Кто знает правила, но не применяет их в жизни.)
  • Напомним друг другу о правилах ведения беседы:
  • Надо смотреть на того, с кем разговариваешь, невежливо смотреть в сторону, отворачиваться.
  • Нельзя говорить только о себе, надо уметь слушать других.
  • Не следует во время разговора размахивать руками, теребить одежду собеседника.
  • Во время разговора не стараться перекричать другого собеседника.

Слово учителя. Вежливым человеком не рождаются, а становятся. От вас требуется умение самим следить за собой, понимать, как необходимо себя вести в разных ситуациях. Не обижаться на взрослых, если те делают замечание. Ведь доброе слово человеку, что дождь в засуху.

 

Дидактический материал

  1. А. Барто. Медвежонок-невежа.
  2. М. Бартенев. Самый вежливый.
  3. В. Осеева. Волшебное слово.