Игра по Конвенции о правах ребенка

«Имею право»

Подобное мероприятие можно проводить для учащихся 5-х классов. Предварительно в классах должны пройти тематические собрания, посвященные знакомству с историей и текстом “Конвенции о правах ребенка”. Помощниками классного руководителя на данном этапе могут выступать социальный педагог и педагог-организатор. На этом классном часе формируется команда.

Цель мероприятия:

знакомство с правами человека, ребенка

Задачи:

  • воспитывать гражданско-патриотические чувства, любовь к Родине;
  • закрепить знания по Конвенции о правах ребенка;
  • развивать умение работать в группе (сотрудничество);
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство коллективизма.

Оформление зала: рисунки по статьям Конвенции о правах ребенка, вставка произведений детских писателей.

Музыкальное оформление: детские песни.

Необходимый реквизит:

  • карточки с буквами АВС;
  • подбор фотографий или вырезок из журналов, связанных с различными ситуациями в мире детства
  • материалы Детской Конвенции о правах ребенка
  • бланки ответов
  • Карта воображаемой местности
  • фломастеры, ручки, карандаши;
  • таблица для занесения результатов игры
  • материалы сказки “Золушка” Ш. Перро

Продолжительность мероприятия: 40-50 минут.

Ход мероприятия

  1. Задание “Визитка команды”

Команда в творческой форме в течение 2-3 минут представляет себя (возможны представление эмблемы, названия, девиза; ученик могут использовать элементы театрализации по статьям Конвенции, которые рисунки — форму выступления определяет сама команда). Ведущий проводит жеребьевку на выступление.

Члены жюри подводят итоги, максимальная оценка 5: (оценивается соответствие теме, содержание выступления, артистизм, наглядность, слаженность команды во время выступления), называют количество баллов, набранные командами.

  1. Задание “Интеллектуальная разминка”

Описание задания: (Вопросы для команд построены как игра “АВС”.) Участники команд получают 3 карточки с буквами А, В, С. Игроки внимательно слушают вопросы ведущего, обсуждение проходит в группе в течение 15 секунд, по команде ведущего один из игроков, капитан, показывает одну из карточек, которая по мнению участников содержит правильный вариант ответа (букву). Ведущий называет правильные ответы для игроков и болельщиков.

Реквизит:

  • Карточки с буквами АВС

Задание

  1. Конвенция о правах ребенка — это:

А) Международный документ, обязательный для всеобщего выполнения,

Б) Международный документ, исполняемый государствами, его подписавшими,

С) Распоряжение Генерального секретаря ООН,

  1. Конвенция о правах ребенка ратифицирована РФ:

А) в 1990 г.,

Б) в 1989 г.,

С) в 1991 г.

  1. Права ребенка гарантированы и зависят в первую очередь:

А) от самого ребенка,

Б) от его родителей,

С) от государства

  1. Ребенком является …

А) любой человек до достижения 18 лет,

Б) тот, кто не имеет своих прав,

С) Тот, кто считает себя таковым

  1. Право на выбор занятий и объединений есть:

А) только у взрослых,

Б) у каждого,

С) у учащихся школ.

  1. Права ребенка записаны как:

А) свод законов и правил,

Б) возможности его развития,

С) намерения

Члены жюри подводят итоги, называют количество баллов, набранные командами. (1 балл за каждый правильный ответ)

  1. Задание “Фотовернисаж”

Описание задания: Цель задания научить отбирать и наглядно отображать информацию, связанную с правами детей. Участники команд получают одинаковый пакет документов, который содержит 9 фотографий или рисунков. Игроки в течении 5 минут обсуждают содержание фотографий для того, чтобы подобрать статьи Конвенции о правах ребенка к ним.

Через 5 минут команды сдают в жюри выполненное задание (бланки ответов). Ведущий комментирует предложенное задание для болельщиков и членов команд, называя правильные ответы (Здесь уместно использовать проектор для демонстрации фотографий болельщикам и игрокам).

Члены жюри подводят итоги, называют количество баллов, набранные командами. (1 балл за каждую правильно названную статью)

Реквизит:

  • подбор фотографий, рисунков или вырезок из журналов, связанных с различными ситуациями в мире детства;
  • Текст со статьями “Конвенции о правах ребенка”
  • Бланки ответов

Пока команды выполняют задание “Фотовернисаж” для болельщиков организуются конкурсы БУРИМЭ (пример рифм: ребенок- с пеленок, Конвенция- компетенция). В течение 5 минут желающие болельщики работают, а потом представляют свои варианты в жюри, за каждую работу дополнительный балл.

Варианты предложенных стихотворений:

“Каждый должен знать ребенок,
Есть права у всех с пеленок!
Рассудит все Конвенция,
Ее в том компетенция ”

“Каждый ребенок
Еще с пеленок
Знает: Конвенция –
Его компетенция”

  1. Задание “Карта местности”

Описание задания: Цель: помочь разобраться, где и как могут быть реализованы права ребенка в обществе.

Игроки получают карту воображаемой местности. На плане отмечены общественные места, здания: школа, больница и др.

Команде дается 5 минут, чтобы она отметила на плане и подписала № статьи Конвенции, объясняя, какое право дети могут реализовать в том или ином общественном месте.

Через 5 минут игроки, команды сдают в жюри задание. Ведущий комментирует план для болельщиков и членов команд, называя правильные ответы.

Члены жюри подводят итоги, называют количество баллов, набранные командами. (1 балл за каждую правильно названную статью)

Реквизит:

  • Карта воображаемой местности
  • фломастеры,
  • Текст со статьями “Конвенции о правах ребенка”
  • Бланки ответов

Задание “Анализ сказки”

Описание задания: Игрокам команд предлагается в течение 5-7 минут прочитать сказку и в тексте подчеркнуть те места, где на их взгляд нарушены права ребенка, указывают номера статей.

Члены жюри подводят итоги. (1 балл за каждую правильно названную статью)

Реквизит:

  • Распечатка сказки “Золушка” (может быть предложена любая другая знакомая ученикам сказка),
  • Текст со статьями “Конвенции о правах ребенка”

Для болельщиков в это время проводится аукцион на лучшее знание статей Конвенции о правах ребенка. За каждый правильный ответ болельщик может принести своей команде 1 балл дополнительно.

Награждение участников, победителей, лучших болельщиков. Члены жюри могут прокомментировать руководителям команд, классным руководителям итоги игры, используя таблицу результатов

Литература

  1. Конвенция о правах ребенка
  2. Сборник игр и задач для тебя и твоих друзей “Имею право!” — М, 1999 г.
  3. Познание правовой культуры(сценарий урока на тему “Ваши права”)// Школьная библиотека, №7, сентябрь 2002 г.
  4. Защита прав ребенка в РФ: сборник нормативных документов. — С-Пб, 2001.
  5. “Детская Конституция”: как, опираясь на законы, действенно защищать права детей.// Библиотека “Российской газеты”