Игра для учащихся 1- 2 классов

«Знаете ли вы времена года?»

 

Учащиеся класса делятся на 3 команды, выбирают командира. Ведущий игры задаёт вопрос по очереди каждой команде. Команда обсуждает вопрос, отвечает командир. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Все баллы суммируются. Команда, набравшая наибольшее количество баллов побеждает.

Задание № 1

Доскажи словечко в названиях литературных произведений:

  1. Яков Аким « Зимняя ска…»                   (сказка)
  2. 2. Агния Барто « Весенняя гро…»         (гроза)
  3. Тимофей Белозёров « Зимнее ут…»      (утро)
  4. Валентин Берестов «Зимние звё…»       (звёзды)
  5. Аполлон Майков « Летний до…»          (дождь)
  6. Фёдор Тютчев «Весенние  во…»           (воды)
  7. Александр Пушкин «Зимняя до…»       (дорога)
  8. Александр Пушкин «Зимний ве…»       (вечер)
  9. Фёдор Тютчев « Весенняя гро…»         (гроза)

 

Задание № 2

Отгадай загадки:

  • Быстрокрылы и легки
    Сказочной  зимою,
    Что за чудо – мотыльки
    Кружат над тобою?

(снежинки)     

  • Шёл он долго, шёл он тихо,
    Иногда кружился лихо,
    Землю в белое одел
    И мгновенно присмирел.

(снег)

  • Жил я  посреди двора,
    Где играет детвора.
    Но от солнечных лучей
    Превратился я в ручей.

(снеговик)

  • Посмотрю я в окошко:
    Идёт длинный Антошка.

(дождь)

  • В огне не горит,
    В воде не тонет.

(лёд)

  • В тёмном небе великан
    Бьёт в огромный барабан.

(гром)

  • Что за дождик золотой
    Сделал светлым лес густой?

(листопад) 

  • Это что там за стрела
    Небо чёрное зажгла?
    Небо чёрное зажгла —
    В землю с грохотом ушла.

(молния)

  • Из леса принцесса
    На праздник пришла.
    Бусы надела,
    Огнём расцвела.

(ёлка) 

  • На проталине лесной
    Огонёк горит весной.
    Огонёк  несмелый,
    Как снежинка, белый.

(подснежник)

  • Закружила, завертела,
    Шубу белую надела,
    Заковала реки в лёд,
    Встать на лыжи нас зовёт.

(зима) 

  • Кто пчеле подарит мёд?
    Кто на солнышке цветёт
    И головкою цветной
    Нам качает в летний зной?

(цветок)

 

Задание № 3

Определите  по словам какое это время года:

  1. листопад, дождь, ветер; (осень)
  2. снег, лыжи, вьюга; (зима)
  3. солнце, цветы, сенокос; (лето)
  4. метель, снежинки, лёд; (зима)
  5. подснежники, лужи, почки; (весна)
  6. капель, ручей, радость; (весна)

 

Задание № 4

Назови месяц:

  • Начинает календарь

Месяц с именем …   (январь)

  • Весна торопится на старт,

В ручьях весенних месяц …    (март)

  • На тёплый юг летит журавль,

Позолотил листву …      (сентябрь)

  • Из старых листьев вылез шмель,

Цветёт подснежником …         (апрель)

  • Белой вьюги вьётся шаль-

Весь в снегу пришёл …       (февраль)

  • Не спит всю ночь болотный лунь,

Светлей всех месяцев …        (июнь)

  • Сорвал листву с ветвей октябрь,

Укрыл снежком листву …          (ноябрь)

  • Всем дарит яблоки на радость

Последний летний месяц …               (август)

  • На луг Бурёнку выгоняй –

Пришёл с травой зелёный …            (май)

  • Отчалил осени корабль,

И реки льдом сковал …           (декабрь)

  • Варенье варится  — буль – буль! –

Из ягод, что собрал …                    (июль)

  • Позолотил листву сентябрь,

Сорвал листву с ветвей …                (октябрь)

 

Задание № 5

Определите   о каком времени года говорит автор в своём произведении:

  • Под голубыми  небесами

    Великолепными коврами,

    Блестя на солнце, снег лежит;

    Прозрачный лес один чернеет,

    И ель сквозь иней зеленеет,

    И речка подо льдом блестит.

(О  зиме.  А. Пушкин « Зимнее утро»)

  • Люблю грозу в начале мая,

    Когда весенний первый гром,

    Как бы резвяся и играя,

    Грохочет в небе голубом.

(О весне.  Ф. Тютчев « Весенняя гроза»)

  • Отцвели кувшинки,

    И шафран отцвёл.

    Выбиты тропинки,

    Лес и пуст и гол.

(Об осени. И. Бунин «Осень»)       

  • Тени вечера сгущаются,

    Воздух влажен и душист,

    И росою умывается

    На деревьях каждый лист.

(О лете. С. Дрожжин)

  • Заколдован невидимкой,

    Дремлет лес под сказку сна,

    Словно белою косынкой

    Подвязалася сосна.

(О зиме. С. Есенин « Пороша»)

  • Чиста небесная лазурь,

    Теплей и ярче солнце стало,

    Пора метелей злых и бурь

    Опять надолго миновала.

(О весне. А. Плещеев « Весна»)

  • Стаи птиц улетают

    Прочь, за синее море.

    Все деревья блистают

    В разноцветном уборе.

(Об осени К. Бальмонт « Осень»)

  • Ласточки пропали,

    А вчера зарёй

    Всё грачи летали

    Да, как сеть, мелькали

    Вон над той горой.

(Об осени. А. Фет « Ласточки пропали»)

  • Тёмный лес что шапкой

    Принакрылся чудной

    И заснул под нею

    Крепко, непробудно…

(О зиме. И. Суриков « Зима».)

  • Черёмуха душистая

    ,Развесившись, стоит,

    А зелень золотистая

    На солнышке горит.

(О весне. С. Есенин « Черёмуха».)

  • Ходит солнышко высоко,

    Тяжелей летит пчела,

    Налилась малина соком,

    Падать в травы начала.

(О лете. Е. Трутнева « Лето».)

  • Кукушки голос заунывный

    Под стать неяркому деньку –

    Простосердечный и отзывный;

    С утра до вечера: «Ку – ку!»

(О лете. Е. Благинина)   

 

Задание № 6

Отгадай по описанию автора о каком времени года он пишет:

  1. «С крыш свисают ледяные сосульки, блестя, струится по ним вода – и капает, капает… Натекают лужи – и уличные воробьишки весело полощутся в них, смывая с перьев зимнюю копоть.»

(Весна.  В. Бианки « Март»)

  1. «В эту пору – в самую пору солнечного рассвета – собирают люди целебные цветы, стебли, коренья себе про запас, чтобы, вдруг занедужив, передать себе собранную в них живительную силу солнца.»

(Лето. В. Бианки « Первый месяц лета- месяц гнёзд»)

  1. «Кроме жёлтого цвета этому времени года для своих пейзажей нужен серый и малиновый цвета. До чего увлекательно наблюдать, как природа всего тремя красками пишет сначала радостный, яркий, сочный пейзаж, затем грустный и нежный  и, наконец,  тусклый, мрачный, унылый!»

(Осень. По В. Корабельникову)

  1. «Белым ровным слоем покрыл снег всю землю. Поля и лесные поляны теперь – как гладкие чистые страницы какой-то гигантской книги.»

(Зима. В. Бианки «Книга зимы»)

  1. «Свет убывает. Рано опускаются сумерки, но и засветло уже занимаются седые туманы. Ночи пока безморозные, и предутренняя свежесть ещё не покрывает лужи молодым ледком.»

(Осень. Н. Заболоцкий «Октябрь…»)

  1. «На берегу трава выше колен. Звенят по ветру лиловые колокольчики, встряхивается белая кашка, и качаются пушистые одуванчики. На листке подорожника сидит большой кузнечик, играет на скрипке.

(Лето. И. Соколов – Микитов «Красное лето»)

  1. «Значит, не простая причина гонит наших перелётных птиц в далёкие края, за горы, за моря, не просто голод и холод, а что- то посложнее, какое – то властное, непреодолимое чувство, неизвестно откуда взявшееся в птицах.»

(Осень. В. Бианки «Не так – то просто»)

  1. «Готовятся к выходу из берлоги медведи. Струйки тающего снега тайно собираются подо льдом. В лесу капель: тает снег на деревьях. По ночам морозы заново куют лёд.»

(Весна.В. Бианки « Грачи открыли весну»)

  1. «Страшно, когда при холоде сильный ветер. После такой погоды каждый раз находишь тут и там на снегу трупы замёрзших зверей, птиц, насекомых.»

(Зима. В. Бианки «Жертвы стужи»)

  1. « Зелёные растения сделали из солнечного света своё тело. Золотистый материал спелой ржи и пшеницы запасаем мы себе впрок на весь год.»

(Лето.  В. Бианки « Макушка лета»)

  1. « За ночь сильно похолодало. Настало морозное утро. На стёклах появились узоры. Лучи солнечного света играли на стекле разноцветными огоньками.»

(Зима. М. Гумилевская «Снежные узоры на окнах»)

  1. « Передо мной – молодой берёзовый лес, умытый дождём. Он ещё голый, без листьев. Стволы берёзок тонкие, белые, а ветви лиловые. На концах ветвей серёжки висят, а на серёжках – капли дождя.»

(Весна. Г. Скребицкий « Зелёный шум»)

                                                                                    Михайлова Т. И.

Санкт-Петербург, ГБОУ школа № 60