Экологическое мероприятие для учащихся 4 класса на тему:

«Сохраним природу родного края»

 

Цель: формирование у учащихся единого образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.

Задачи:

  • формировать культуру поведения в природе;
  • воспитывать бережное отношение к окружающей среде;
  • прививать любовь к природе, желание заботиться о ней.

Участники мероприятия: учащиеся класса, эколог  НК «Роснефть», учитель.

Ход мероприятия.

1 ученик:

Мой земной, мой родной, мой кружащийся шар….огромный, хрупкий, что на фотографии из космоса похож на ёлочную игрушку. Мы мчимся вместе с тобой в космическом пространстве среди звёзд, и кажется, нет этому пути конца…( слайд)

2  ученик:

Я обнял глобус-шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой;
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги!»

3 ученик:

Земля в опасности. День за днём, час за часом человечество скользит в пропасть небытия, нарастает угроза глобальной экологической катастрофы.

Учитель:

С нашей планетой произошла беда. Её здоровью угрожает опасность.

Человек наносит природе большие и маленькие раны.

Сегодня мы поговорим о тревожных сигналах природы.

Ребята, вы все знаете свой адрес?

Где мы с вами живём? Правильно, в Ставропольском крае, в Нефтекумском районе.( слайд)

Наш мир очень хрупкий и во многом зависит от каждого из нас. От того, как мы научимся любить и ценить тех, кто живёт рядом с нами, будет зависеть наша жизнь, жизнь наших потомков и матери – природы – Земли.

4 ученик:

Самая прекрасная, родная,
Разноцветная, веселая, живая,
Ты для нас, как мать, одна на свете,
Мы твои заботливые дети.

Но порой, под нашими руками
Красота твоя бесследно исчезает.
Задыхаются от грязи океаны,
Звери, птицы, травы погибают.

Где бы мы ни жили на планете,
За твою судьбу мы все в ответе.
Мы твои помощники, друзья,
Мы, Земля, с тобой одна семья.

Учитель:

У нас в стране 18 тысяч видов травянистых растений. А сколько из них занесено в Красную книгу: колокольчики, подснежники, ряд видов тюльпанов и пионов, зверобой. ( слайд)

За год в атмосферу только одного углекислого газа выбрасывается 5 млрд. тонн. В результате истончается озоновый слой, появляются озоновые дыры.

Растения уменьшают содержание пыли в воздухе в 3 раза, а газов и дыма в 2 раза. Люди за последние 100 лет поставили под угрозу исчезновения 25 тысяч видов растений.

Эколог:

Ставрополье является одним из самых ёмких хранителей растительного генетического фонда России — в крае произрастает около 2400 видов растений.

Растительный покров необыкновенно разнообразен и поражает своим богатством. В пределах края в диком виде произрастает 2450  растений. Несмотря на то, что край расположен на широте степей, на его территории встречаются растения европейских лесов, западно-азиатских полупустынь и пустынь.
Интенсивное земледелие, рост городов, развитие промышленности усилили отрицательное влияние человека на окружающую среду. Для сохранения видового разнообразия растительного мира в крае образованы ботанические и комплексные природные заказники. Места, где произрастают редкие, ценные и занесенные в Красные книги Российской Федерации и Ставропольского края растения, объявлены памятниками природы.

Учитель:

Усиленно идёт «облысение» планеты. За последних 100 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за всё его предыдущее существование, не говоря уже о пожарах, которые возникают по вине человека. Для многих животных лес – родной дом. А лесов становится всё меньше и меньше. Значит, животные теряют свой дом, они обречены на гибель.  Кто-то хочет поохотиться в своё удовольствие, а кто-то, не думая, вырывает с корнем цветы, убивает палкой лягушку, бросает камнем в птицу — развлекается.

Эколог:

В нашем городе стоит проблема объездной дороги. Через Нефтекумск проходит дорога республиканского значения. Тысячи легковых и грузовых машин проезжают каждый день через город, загрязняя тем самым воздух города выхлопными газами.

В Нефтекумске, одуваемом со всех сторон ветрами – суховеями, не должно быть участков голой земли. Чтобы уменьшить выдувание поверхностного слоя почвы, надо занять все открытые участки газонами. С 1квадратного метра испаряется 200 грамм в час воды, что значит увлажняет сухой воздух города. Для нашей засушливой местности благоприятны для посадок такие деревья как: клён, сирень, яблоня, черёмуха, можжевельник. В нашем районе лесоводы высаживают кустарник джузгун, который обладает исключительной жизнестойкостью в засушливых условиях.

Учитель:

Ребята, в городе каждый год проходит кампания по озеленению  нашего города. Мы с вами тоже принимаем участие в озеленении нашей школы, нашего микрорайона. Надеюсь и этой весной мы высадим саженцы в парке.

5 ученик:

Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь!

Учитель:

Кто человек без природы? Представить себе это невозможно… без воздуха, воды, пения птиц, ароматов лугов, шелеста листьев. Все это нам щедро даёт природа, а взамен просит только бережного, доброго  отношения. К сожалению, ни растения, ни животные не могут говорить.

Человек уничтожает не только леса, но загрязняет водоёмы. Без воды не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди. Вода работает на гидроэлектростанциях – добывает ток. И моет всех тоже вода. А ещё вода самая широкая и удобная дорога. По ней плывут суда и везут тяжелые грузы и пассажиров. Почти вся вода содержит соли, что делает её непригодной к употреблению. Пресных вод очень мало, поэтому воду нужно беречь.

1 ученик:

Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь её и береги –
Мы ведь на планете не одни! ( слайд)

Эколог:

На Ставрополье насчитывается более двухсот рек и речек. Ставропольская возвышенность является водоразделом рек, несущих свои воды в Азовское и Каспийское моря. В крае четыре основные реки – Кубань, Кума, Калаус, Большой Егорлык.
Кроме того, имеется 38 озер, в основном соленых и горько-соленых, с площадью водной поверхности 150 квадратных километров. Из озер естественного происхождения наиболее крупное – Маныч-Гудило, расположенное на стыке Ставрополья, Ростовской области и Калмыкии. В предгорье, в районе Кавказских Минеральных Вод, широко известны Тамбуканское Большое, Тамбуканское Малое, Лысогорское Северное, Лысогорское Южное. Известны они, прежде всего, своими лечебными грязями, используемыми здравницами Георгиевска, Пятигорска, Железноводска, Ессентуков и Кисловодска. В долине Кумы и ее притоков наиболее известны озера Медяника и Буйвола.

В водоёмах края обитает около 70 видов и подвидов рыб. Наиболее многочисленны представители семейства карповых: сазан, серебряный карась, лещ, краснопёрка, линь, уклея, плотва, голавль, пескарь обыкновенный, густера, судак, окунь и ерш.

Учитель:

Учёные подсчитали, что каждый год во всём мире в водоёмы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов. Даже в водах Арктики нашли стиральный порошок. Кроме этого, в последнее время часто случаются аварии на нефтепромыслах, пожары на кораблях, везущих нефть, в результате миллионы тонн нефти оказывается в воде и в почве.

Эколог:

Недалеко от села Ачикулак  в результате порыва нефтепровода зафиксировали загрязнение земель нефтяной жидкостью: уничтожен плодородный слой почвы площадью 500 квадратных метров на земельном участке. Нанесён почве непоправимый вред.

В Нефтекумском районе  открылся современный полигон по переработке отходов нефтедобывающей отрасли.

Ранее на предприятиях пробовали различные способы рекультивации загрязненных земель, в том числе элементарную механическую очистку, когда просто снимался верхний загрязненный слой и использовался в дальнейшем при строительстве дорог.

На полигоне общей площадью 6 гектаров, оснащенном специализированным оборудованием, разместились весовая, производственные площадки для приема, хранения и обезвреживания твердых нефтесодержащих отходов.

За год такой объект способен переработать свыше 10 тысяч тонн земель, подвергшихся нефтяному загрязнению.  Продолжительность обработки и обезвреживания одной партии отходов составляет 240 дней. После окончания работ очищенный грунт считается обезвреженным.

2 ученик:

Планета наша очень загрязнена, но мы ещё не осознали опасности жизни на огромной мусорной куче. Мы – то пока на ней живём, но смогут ли жить наши дети?

Признаки грозной беды (слайд)

Вырубка лесов.
Гибель животных.
Загрязнение воды.
Загрязнение воздуха.
Накопление мусора.
Отравление почвы.

3 ученик:

Кто виноват во всех причинах болезни планеты?

У каждого из нас одна планета. Мы не можем себе выбрать другую, так же, как и Земля не может себе выбрать другое человечество.

4 ученик:

Природа — наше богатство! Сберечь это богатство для следующих поколений — наша задача и долг. Вдумайтесь в содержание призыва к нам писателя М.Пришвина:

«Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы! В лесах, степях, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна  Родина. А охранять природу – значит охранять Родину!»

(слайд)

Учитель:

Какие правила вы должны помнить, находясь в природе?

  • (Нельзя рвать цветы.
  • Нельзя ломать сучья деревьев.
  • Нельзя убивать лягушек.
  • Нельзя пугать птиц и трогать их гнезда.
  • Нельзя брать детёнышей животных и приносить их домой.)

Эколог:

Проблема сохранения флоры и фауны самая тревожная. Одни животные были истреблены (торпаны), другие резко сократили численность: степной орёл, беркут, кавказская выдра, розовый пеликан, чёрный аист.(слайд)

5 ученик: (в руках глобус)

Я обнял глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой;
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги!»

В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза!
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги!»

Грустит глубокая река,
Свои теряя берега,
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!»

1 ученик:

Остановил олень свой бег:
Будь человеком, человек!
В тебя мы верим – не солги,
Ты береги нас,  береги!

Я обнял глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
«Я сберегу вас, сберегу!»

2 ученик:

Творите, люди, на земле добро!
На нем одном и держится планета…
Оно, как неразменная монета.
Как солнце, воздух и как мир старо.

Спешите, люди, оставлять добро ­
Оно, как неразменная монета.
Какие жизни отданы за это…
Творите, люди, на земле добро.

Учащимся раздаются  памятки «Правила поведения в природе»