Экологическая игра Наедине с природой


 

Экологическая игра брейн-ринг

«Наедине с природой»

 

Цель: формирование экологической грамотности, бережного отношения к окружающему миру.

Задачи:

– развитие познавательной активности детей;

– воспитание экологической культуры, желание заботиться о ней;

– расширение кругозора детей, их знаний по окружающему миру.

Оформление:

а) плакат «Рыбам – воду, птицам – воздух, зверям – луг, степь, горы. Человеку – вся земля»,

б) картинки с изображением природы.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска.

Ход мероприятия

Ведущий: 

Окружают нас тайны,
Их трудно открыть.
И ответ нам не просто дается,
Рассуждать и играть, и загадки решать
Нам с тобою сегодня придется!

Добрый день! Сегодня мы с вами присутствуем на заседании экологического общества «Югорка». Богата и разнообразна природа. На суше, в воздухе, в воде и под водой – всюду кипит жизнь. Эта жизнь полна тайн, загадок, чудес. И все эти тайны, загадки, чудеса окружают нас. Это природа! Человек – ее часть. Природа нас кормит, поит, одевает, лечит. Она является источником вдохновения для художников, поэтов, писателей, музыкантов. Но всегда ли человек благодарен ей?

Сегодня мы с вами в ходе нашей встречи проверим, насколько глубоки и прочны наши знания о природе, насколько мы умеем ее беречь.

Выходят два чтеца (мальчик и девочка в костюмах птиц)

Мальчик:

Я не хочу такого мира.
Где все так серо, все уныло…
Опомнись, вздрогни, человек:
Не долог на земле твой век,
Но что после себя оставим?
И чем себя мы здесь прославим?
Убитой птицей на заре?
Лесами черными в огне?
И свалкой мусора огромной?
Иль атмосферою зловонной?
Иль речкой с мёртвою плотвой?
Полями с выжженной травой?

Девочка:

Опомнись, вздрогни, человек:
Перед природой ты в долгу,
И славен будет пусть твой век
Травой душистой на лугу.
И трелью птиц веселой, звонкой,
И шумным плеском родника,
И гроздьями рябины тонкой,
И синим глазом василька,
И свежим ароматом трав,
И рощи шумом, и дубрав…

Ведущий: Давайте, ребята, представим гостям наше экологическое общество.

Дети хором произносят: «Югорка»!  Наш девиз: «Мы не хотим стоять в стороне!

Мы – за порядок на нашей Земле!»

Дети исполняют песню «Не думай о природе свысока» (2 куплета).

Ведущий: Спасибо, ребята!

Сегодня в экологической игре «Брейн-ринг» встречаются пять команд. Сейчас мы познакомимся с командами. Слово – первой команде.

Первая команда: «Юные друзья леса»

Девиз: «Звери, птицы, лес и я – вместе дружная семья!»

Вторая команда: «Зеленый патруль»

Девиз: «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади!»

Третья команда: «Лесовички»

Девиз: «Лес зеленый охраняй – никого не обижай!»

Четвертая команда: «Вода»

Девиз: «Человек, запомни навсегда: символ жизни на Земле – вода!»

Пятая команда:  «Экологи»

Девиз: «Береги свою планету, ведь другой на свете нету!»

Ведущий:

Спасибо, ребята!
А сейчас сюда вниманье,
Чтобы было пониманье,
Представляю вам жюри:
Ты внимательно смотри!

(Представление жюри)

Ведущий: Прежде, чем начать игру, давайте познакомимся с правилами игры.

(Вывести Правила на интерактивную доску)

ПРАВИЛА ИГРЫ В “БРЭЙН РИНГ”

  1. Игра состоит из разминки и пяти туров.
  2. Команда, которая даст правильный ответ, получает одно очко.
  3. На обсуждение вопроса команде дается одна минута.
  4. О готовности дать ответ на прозвучавший вопрос, команда сигнализирует поднятием таблички.
  5. Вопросы обсуждаем спокойно, не мешая другим командам.

Ведущий: Итак, мы начинаем игру, и я желаю вам удачи!

Нашим командам было дано домашнее задание:

Приготовить экологические плакаты.

Пожалуйста, капитаны команд, продемонстрируйте свои плакаты, которые будут использованы для оформления экологического уголка.

(Капитаны представляют и защищают плакаты)

 Ведущий: Спасибо, капитаны!

Мы начинаем первый тур игры: «Разминка»

  • Наука о связях живых существ с окружающей средой и бережном отношении к природе (ЭКОЛОГИЯ).
  • Охраняемые государством территории, где запрещена охота, сбор ягод и трав (ЗАПОВЕДНИК).
  • Самое быстрое животное суши (ГЕПАРД).
  • Край виден, но дойти до него невозможно (ГОРИЗОНТ).
  • Какой предмет может сказать о себе: «Со мною пойдешь, дорогу обратно найдешь» (КОМПАС).

Спасибо! Переходим к конкурсу второму,
И сейчас узнаете к какому.
И я объявляю второй тур: «Юные орнитологи».
А кто такие орнитологи? (Ученые, изучающие птиц).

  • Самая маленькая птица в мире (КОЛИБРИ).
  • Птица – символ мира и чистоты (ГОЛУБЬ).
  • Какая птица может висеть вниз головой (ПОПОЛЗЕНЬ).
  • Какая птица символизирует счастье, доброту, дом (АИСТ).
  • О человеке можно сказать: мудрый, как (ВОРОН).

Спасибо! Пока жюри подводит итоги, я хочу вам рассказать о птице, которая стала символом 2011 года в России. Ежегодно Союз охраны птиц России объявляет птицу года. И этой птицей в 2011 году стала белая трясогузка. Мы тоже принимали участие в конкурсе, посвященном этой птице.

Белая трясогузка живет всегда недалеко от воды. Гнездо всегда располагается под прочной крышей, но выбор мест очень разнообразен: под перекрытиями сарая, в дырах стен, под мостами, в норах, трубах. Снаружи гнездо выложено травинками, изнутри – перьями и шерстинками. Питается прежде всего насекомыми, которые развиваются в воде.

А к следующему заседанию нашего общества я попрошу вас найти информацию о других птицах, которые стали символами года в разное время.

А теперь – слово жюри.

(Жюри объявляет итоги туров)

 Ведущий: Спасибо, нашему справедливому жюри, а мы продолжаем игру, и я объявляю следующий тур: «Звери. Узнай по описанию»

  1. Великолепный наряд, оранжевый в черную полоску. Длина тела от носа до кончика хвоста – почти три метра. Весит он более 300 килограммов, ловок и грациозен. Преследуя добычу, он может бесшумно проползти до 10 километров. Прекрасно лазает по скалам и крутым склонам. Охотится всегда в одиночку. (ТИГР).
  2. Царственная грива, величественная походка. Охотятся вечером целой семьей, жертву настигают в стремительном броске. Во время охоты не боится, что его учует жертва, не замечает, откуда дует ветер, иногда даже рычит для устрашения. (ЛЕВ).
  3. Это дневной хищник. Распространен в Африке. Он охотится на газелей, импал, телят антилопы гну (вид антилопы) обычно рано утром или вечером, когда уже не очень жарко, но еще достаточно светло. Ориентируется больше по зрению, чем по запаху. Он самый быстрый из наземных млекопитающих. (ГЕПАРД).

Ведущий: Спасибо, ребята! Отдохнём. Вашему вниманию мы предлагаем сценку «Ребенок и мотылек».

Действующие лица: Мальчик и Мотылек.

Мальчик:

Мотылек, как же так?
Целый день ты летал и совсем не устал?
Расскажи, как живешь? Что ты ешь, что ты пьешь?
Где твой мир? Где твой дом?
Расскажи обо всем.

Мотылек:

Я живу на лугах, и в садах, и в лесах.
Я летаю весь день в голубых небесах.
Солнца ласковый свет озаряет мой кров,
Мне еда и питье – ароматы цветов.
Но живу я не долго – не более дня.
Будь же добрым со мной и не трогай меня!

Ведущий: Ребята, как вы понимаете смысл этой сценки?

Ведущий: Сегодня на нашей игре присутствуют болельщики. И сейчас должны будут помочь своим командам заработать дополнительные баллы. За каждый правильный ответ команда получает один балл.

  • Не солнце, не огонь, а светит (СВЕТЛЯЧОК).
  • С прилета каких птиц считаем мы начало весны? (ГРАЧЕЙ).
  • Какие ягоды можно собирать весной из-под снега (КЛЮКВУ, БРУСНИКУ).
  • Когда от нас улетают последние чайки и утки? (КОГДА ЗАМЕРЗАЮТ ВОДОЕМЫ).
  • Какая птица умело подражает голосам многих птиц (СКВОРЕЦ).

Ведущий: Спасибо, ребята!

Четвертый конкурс вам сейчас трудным не покажется:

Тот, кто знает экоправила, знатоком окажется.

И наш тур «Ситуация»

  1. Почему особенно весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу, включать музыку?
  2. Вы увидели в лесу грибы мухоморы. Что вы будете делать?
  3. Вы увидели в лесу птичье гнездо. Как вы поступите?
  4. Можно ли брать из гнезда птенцов?
  5. В походе натерли ногу… Ваши действия?

Ведущий:

Последний конкурс объявляю
И всех играть я приглашаю.
Наш тур называется «Флора»
Кто скажет, что такое флора?

Правильно, флора – это растительность.

  • На зеленом шнурке белые звоночки (ЛАНДЫШИ).
  • Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света (ОДУВАНЧИК).
  • Какой цветок называют царицей цветов (РОЗА).
  • Степной цветок, цветущий весной на даче (ТЮЛЬПАН).
  • Что цветет без цвета (ПАПОРОТНИК).
  • Крона – кудрявая, сучья – корявые, а плод – полированный, как из меди кованный (ДУБ).

Ведущий: Наш праздник к концу подходит, жюри итоги подводит.

Чтобы нам не горевать, будем мы стихи читать.

 

(Выходят 5 чтецов)

 1 чтец:

Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он как живой:
И шепчут мне материки:
«Ты сбереги нас, сбереги!»

2 чтец:

В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза!
И тихо просят родники:
«Ты сбереги нас, сбереги!»

3 чтец:

Останови, олень, свой бег,
Будь человеком, человек!
В тебя мы верим – не солги:
«Ты сбереги нас, сбереги!»

4 чтец:

Грустит глубокая река,
Свои теряя берега,
И слышу голос я реки:
«Ты сбереги нас, сбереги!»

5 чтец:

Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
«Я сберегу вас, сберегу!»

 Ведущий: Слово предоставляем жюри.

(Жюри подводит итоги. Награждение команд)

Ведущий:

Мы сегодня с вами не скучали,
А с удовольствием играли.
И пусть была остра борьба,
Успех решила не судьба,
А только ваши знания!

Дети исполняют оставшиеся куплеты песни «Не думай о природе свысока» (2 куплета).

Ведущий: Спасибо, ребята! Следующее заседание нашего общества состоится уже в новом году. И тема встречи «Экологические сказки». Попробуйте сочинить такую сказку. До свидания!

 

Использованная литература

  • Л.Н Гайдина, А.В Кочергина. Группа продленного дня: М., «ВАКО»., 2012г
  • Ю.Ю.Мартынова. Внеклассные мероприятия в начальной школе., Волгоград, 2017г
  • А.А.Макареня. Экология для младших школьников. Ханты-Мансийск.,2005г
  • Г.Б.Барышникова. Наша зеленая планета. Ярославль.,2007г
  • Александрова, Л.Д. Паскиля, К.В.Николаева. Юный эколог. Волгоград.,2010г
  • И.Г Норечко. Экологическое воспитание в школе. М., 2007
  • Касаткина. Учебно-воспитательные занятия в ГПД. Волгоград., 2007г

Орынбасарова Софья Егоровна,
учитель начальных классов, воспитатель ГПД
МБОУ «Прогимназия», Сургут, 2013 г.