Что делать, если ваш новоиспеченный ученик, узнав, что такое школа, отказывается ходить туда и дальше


Что делать, если ваш новоиспеченный ученик, узнав, что такое школа, отказывается ходить туда и дальше?
Советы дает детский психолог

Анна ГЕРАСИМЕНКО — 13.09.2011 г.

В первые дни было весело. Праздник, цветы, бантики нарядные, и учителя все улыбались и за ручку держали, и Сидоров с последней парты не проявлял себя гремлином, и мама с папой визжали от восторга при виде рисунка «Бабушка и цветы», где бабушка похожа на тыкву, а цветы — на шурупы. Раньше всем все нравилось, и еще говорили, что в школе будет весело! А теперь все изменилось. Праздник закончился, нужно сидеть за партой очень долго. Если решишь нарисовать на парте «Бабушку и цветы», ругают, если повернешься, потому что сзади рычит Сидоров-гремлин, ругают, и маме с папой теперь не нравится, видите ли, кривая палочка в тетрадке! И учительница почему-то не улыбается больше, и вообще… Я больше не пойду в школу!!!

Картина лежащего на полу отпрыска, безапелляционно заявляющего свой отказ ходить в этот ужас, является в кошмарах многим родителям. Но, если представить, что так бывает, и это нормально, становится легче.

Семилетняя Варя, дочь моей подруги, вернувшись 1 сентября из школы, заявила, что это «прекрасный ужас», а потом начала аккуратно прощупывать почву: «Мам, а ведь бывает такое, что через неделю после 1 сентября люди уже совсем не хотят ходить в школу? А бывает такое, что люди и не ходят больше? А?»

Постараемся дать советы родителям таких «революционеров» вместе с психологом Владиславом Степановым.

Почему первоклашка больше не хочет в школу?

— В садике или на развивающих занятиях все было проще. Все дети были равны — и те, кто рисовал аккуратные цветочки, и те, кто изображал бабушку-тыкву. Всех хвалили. Отвечать на вопросы можно было хором, можно было вскакивать и выкрикивать. В школе появляется система оценок, даже если как таковые оценки не ставят. Здесь хвалят только если сделал правильно, отвечать можно, только если поднял руку. Здесь много правил, и все время возвращают к «надо».

— Раньше ребенок чувствовал себя самым-самым (особенно это актуально для домашних не садовских детей). Ведь его одного хвалили за все, и все его поступки считали героическими, и обращались к нему персонально. А в школе он перестал быть героем. Таких героев у него в классе 30 человек. И учительница может похвалить только некоторых. И задание дается сразу всем, а не ему лично.

— Раньше все проблемы решала мама. Бросалась, как тигрица на писк своего детеныша, и проблема с занятыми качелями, с дракой из-за куклы и неподеленными шоколадками разрешалась. В школе все конфликты нужно разруливать самому. Он хотел сесть за вторую парту, но ее заняли, как быть? Не может найти линейку в портфеле — мама не поможет. И этот Сидоров… кто заставит его перестать быть злобным гремлином? Все нужно решать самому.

— Часто родители так увлекаются рассказами о том, что школа — это волшебная планета, на которой весело, легко и прекрасно, что дети приходят на уроки в розовых очках, и для них становится жестоким ударом откровение, что в школе трудно, скучно и не дают бегать!

— Для ребенка-лидера, который привык быть «лучшим», тяжелым переживанием будет ситуация, если он в первые дни не найдет себе «последователей», друзей, компанию, в которой он сможет быть «королем». И такое разочарование тоже может стать причиной лозунга «Больше не пойду в школу!»

— Дети в садике или на площадке знакомились и «дружили» очень легко и просто. В 7 лет все меняется. Школьники уже личности. Они знакомятся, привнося свою систему, свои ценности. И если его систему одноклассники не принимают, то эти одноклассники автоматически становятся «плохими». И это тоже повод разлюбить школу.

— Плохим может стать и учитель, но совсем не потому, что кричит, ругается или выгоняет из класса. Нет, чтобы стать плохим, учителю достаточно сказать: «Ты нарисовал не очень ровный домик, постарайся сделать ровнее». Или достаточно сделать замечание: «Не крутись!»

ЧТО ДЕЛАТЬ:

Хвалить. Подчеркивать, что ребенок молодец! Он большой молодец, потому что учится, потому что отлично пишет в тетрадке, потому что теперь может прочитать, сколько минут рекомендуется варить его любимые макароны-буковки.

— Во всем, что касается школы, ищите и находите плюсы! Обозначайте их при любом удобном случае.

Учите решать конфликты. В этом вам помогут игры — с плюшевыми зайкой и мишкой, с Барби и Кеном или просто сами разбейтесь по ролям. проиграйте, что должен сказать Зайка, если грубый Мишка занял его парту. Объясните, почему Зайка и его друзья не любят Котика, который все время жалуется учителю. Пусть ваш школьник объяснит Зайке, что нужно сказать учителю, если тебе хочется в туалет, пересесть, если не получается какое-то задание. Потренируйтесь и проиграйте все возможные трудные ситуации.

Сфокусируйте внимание на тех вещах, которые в школе ребенку нравятся. Чувствуете, что с восторгом говорит о рисовании, задавайте вопросы так, чтобы школьник сам, рассказывая, отмечал плюсы этого урока. Не может сам ответить на вопрос, что нравится, помогите вопросом: «Как тебе на физкультуре? Кажется, у вас классный спортзал?»

— Если ребенок грустит, но ничего не рассказывает, маме стоит сходить в школу. Поболтать с… учениками. Первоклашки обычно радостно окружают общительного родителя и рассказывают о себе. После такого общения, вы сможете задавать наводящие вопросы о том, как там Виталик, а как там Лидочка? А что нарисовал Ваня на уроке? Про себя ребенок может и не рассказать, а вот про Виталика и Лидочку — запросто. А вы уже направляйте рассказы своего первоклашки в нужное русло.

— Почаще говорите о будущем дне. «Завтра ты пойдешь на физкультуру, там будете бегать, прыгать. А на рисовании вас наверное научат изображать какую-нибудь красоту. Если сможешь, принеси рисунок, покажи нам с папой?»

— Рассказывайте истории из своего школьного детства. Доставайте фотографии, на который мама — красавица с бантиками, папа — хулиган, вспоминайте, как вам было сначала страшно, потом весело, расскажите, что лучших друзей нашли в школе (если это правда), вспоминайте разных учителей, разные смешные истории. Только постарайтесь, чтобы все ваши рассказы были со счастливым концом.

— Выстраивайте бизнес-план — спланируйте карьеру ребенка, начиная с конца. «Кем ты хочешь быть? Доктором? Чтобы стать доктором, нужно пройти практику в больнице, а до того нужно закончить медицинский институт, а чтобы в институт поступить, нужно закончить школу. Вот видишь, ты уже начал шагать навстречу своей мечте! Ты молодец!»
ТАК НЕ НАДО

— Не ругайте учителя. И не хвалите своего ребенка в противовес учителю. Если учитель сказал: «Твой домик не очень ровный», не стоит успокаивать чадо возмущением: «Чего это он тебя ругает? А мне вот твой домик нравится! Хороший, ровный домик! А учитель сам рисовать не умеет!» Так вы настроите ребенка против главного авторитета в его новой взрослой жизни.

— Не сравнивайте с другими школами: «У! Да ты еще не видел плохую школу. Вот за углом в школе учителя вообще монстры! И на завтрак дают рыбий жир, а не сырки, как у вас!» Ребенок может испугаться, что его когда-нибудь переведут в такую вот жуткую школу.

— Не говорите, что школа — это работа школьника. Это его важное дело, взрослое и ответственное, но это не работа. И тем более не произносите такую фразу: «Тебе не нравится в школе? А ты думаешь я хочу на работу ходить? Да я терпеть не могу свою работу, но хожу ведь!» Наоборот, донесите до ребенка, что узнавать новое — это очень здорово, что работа — это интересно, а вы на работу идете с радостью, ведь занимаетесь интересным (полезным, любимым) делом.

Слезы и усталость — это нормально

«Полина обычно такая веселая и такая спокойная. А как в школу пошла, так рыдает по любому поводу, нервничает, злится», — делится грустью соседка, мама первоклашки.

Психологи и физиологи дают первоклассникам минимум 2 месяца на адаптацию. Дети теперь устают совсем по-другому. Устают не от быстрого бега, а от эмоций, новых незнакомых стрессов, впечатлений. Будьте терпеливы, будьте спокойны. Поддерживайте, успокаивайте, будьте рядом.

В этот очень важен режим: правильный сон, здоровое питание, баланс между занятиями и играми, прогулки на свежем воздухе, отдых.

Как можно больше времени проводите с ребенком. Желательно вместе играть, лепить, печь пироги, гулять, заниматься чем-нибудь приятным. Пусть ваше подрастающее чадо поймет, что мама с папой будут его любить и будут рядом, даже если он нарисует кривой домик и неровную букву.

А с какими проблемами столкнулись ваши первоклашки?

Материал с сайта -http://alt.kp.ru/daily/25752/2738986/